Публикую своё интервью с одним из наших подписчиков, Александром Разгадаевым.
Александр Разгадаев- писатель, поэт, мемуарист, автор книги стихов “Кофе на двоих”и “Порошки без рецепта”, создатель творческого цикла “стихи к картинам”, автор киносценариев и сценариев к спектаклям. Мы побеседовали с Александром о его творчестве в целом, о новых интересных идеях и планах, о роли литературы в современном обществе.
-Александр, как случилось, что вы пришли в литературу? Ведь в начале биографии был опыт работы в разных профессиях?
-Биография моя сложна: родился я в городе Рязани. Вторая часть моего детства прошла в Выборге, где я проживаю и по сей день. По сути, место проживания я пытался изменить только однажды, когда, закончив второе высшее (я учитель географии и экономики- по первому высшему, и юрист- по второму высшему) решил, что в моей жизни нужно что-то кардинально менять.Как раз мне поступило предложение от команды КВН Высшей Лиги "Левый берег"
(Красноярск) стать одним из их авторов. А так как практически все квнщики тусуются в Москве- я решил туда переехать ровно на два с половиной года (с 2004 по 2006). Затем я благополучно вернулся в Выборг, приобретя заодно навыки работы страховым агентом и менеджера по продажам.
Кем я только не работал: и продавцом, и завучем по воспитательной работе в поселковой школе, и картографом в БТИ, и креатором в рекламном агентстве, и директором рекламной фирмы, и даже
тренером по футболу. Вообще я очень люблю футбол. У меня даже есть сайт, посвящённый футболу.
-Школьники часто спрашивают авторов, в каком возрасте они начали писать. А когда вы почувствовали в себе потребность к литературному творчеству?
--Я начал писать стихи с четырёх лет:
"Зайка скачет, мишка плачет,
а медведь идёт ко мне.
Я его не луплю,
я его люблю".
Ну разве не тогда во мне появились задатки стихотворца? Короткий формат, интрига в четвёртой.
Стихи я писал и в школьные, и в студенческие годы, посвящая их своим дамам сердца. Сейчас понимаю, что это было, конечно, графоманство. Но с 2012 года стал получать (надеюсь, заслуженно) различные дипломы, лауреатства в Ленинградской области,
стал дважды финалистом национальной литературной премии "Поэт года 2013" и "Поэт года 2014". Спасибо моим учителям- Юлии Белохвостовой, Александру Спарберу, Нике Невыразимовой и Анне Арканиной, у которых я научился многому в поэзии. На этой волне я стал организатором множества фестивалей в Выборге, таких
как "Поэтический август", "И снег, и смех" и другие.
В 2016 году вышла моя первая книга "Кофе на двоих". В неё вошли мои лучшие стихи, и рассказы.
С 2011 по 2018 год был заместителем крупного выборгского творческого
объединения "Серебряная нить", с которым мы провели немало различных
литературных фестивалей и конкурсов в Ленинградской области.
-Многие читатели знают вас, как автора пишущего под псевдонимом “раз раз”, или “разыч”. А что привело вас в этот жанр?
--Как я попал туда? Это любопытно. Однажды я искал картинку для какого-то своего стиха( на сайте можно оформлять стихи с картинками). И тут мне на глаза попалась карикатура
с подписью Нестера Пима.
Кто этот гениальный художник?- взорвалось у меня в голове. И я полез искать. В тот день на меня обрушилось множество откровений.
Так я попал в группу, сочиняющую копоткие остроумные четверостишия.
Я люблю этих авторов, уважаю их гениальность, и всячески радуюсь успехам, как новичков, так и старожил. Ведь всё это на благо жанра. Я рад, что поучаствовал в создании нескольких конкурсов, которые стали уже традиционными, ибо чем интереснее в группе, тем интереснее быть в этом жанре, писать в нём:
во мне заговорила совесть
и говорит и говорит
как жаль что я не понимаю
иврит
убьёт крылов простую муху
слепня цикаду комара ль
повсюду следует за этим
мораль
я всех оставлю без обеда
сказал суровый командир
и снова запихал картошку
в мундир
© раз раз
мы с вами встретились случайно
на перекрёстке двух дорог
и стали спорить творог или
творог
© раз раз
во сне приходят тараканы
и тот что мною был убит
мне тараканище читает
навзрыд
© раз раз
учитель страстно объясняет
движенья литосферных плит
а я в бою морском соседом
убит
© раз раз
давай смелее паганини
сильней играй в такую рань
соседям утро выходного
пагань
© раз раз
он в облаках летал бездонных
писал высокую поэзь
она ж искала что же дома
поесть
вокруг меня танцуют маки
и бабочки целуют в нос
они мешают разгребать мне
навоз
мне очень жаль что вы не пушкин
а я ни разу не дантес
мне просто нравится дуэлей
процесс
Такие четверостишия считаются молодым юмористическим жанром, набирающим свою популярность с каждым годом; они обросли своими правилами, главное из которых- слова должны быть без заглавных букв и знаков препинания (хотя бывают редкие исключения), и обязательно написаны в форме одного катрена усечённым ямбом, т.е. всегда 9-8-9-2 по слогам).
- Помимо весёлых, искромётных коротеньких четверостиший, вы пишете любовную лирику, являетесь автором гимна родного города Выборга:
Гимн Выборга
Разгадаев
«Гимн Выборга» (музыка: C.Петров, слова: А.Разгадаев)
Ты – сын карельской земли.
Святым тебя нарекли.
Рождён под яркой звездой.
Славься, Выборг святой!
Став русским волей Петра,
Ты славен, как и вчера
И через сотни веков
Помни нашу любовь!
Много войн ты пережил,
Беспощадных ветров...
Защищать свои рубежи
Для России ты готов!
Знает Финский залив –
Город жив, Выборг жив! Выборг жив!
Став русским волей Петра.
Ты славен, как и вчера.
И через сотни веков
Помни нашу любовь!
Ты – сын карельской земли.
Святым тебя нарекли
Рождён под яркой звездой.
Славься, Выборг святой! Выборг мой!
-и пишете очень оригинальные "стихи на картины” - эдакий противовес обычным иллюстрациям художников к стихам:
На картину К. Д. Фридриха Северный Ледовитый океан
Крушение надежд с эпитетом «приплыли»…
Грот-мачта лижет снег, штандарт целует лёд…
Нас ожидала смерть без вариантов с «или»…
Бесславная… без тех, кто в памяти живёт…
Родные, как вы там? Моряк уходит в море…
Точнее в океан, ещё верней - на дно…
Нам не открыть земель, о них над картой спорить…
И даже написать вам писем не дано…
Коварный океан, недаром ледовитый…
И сердце стиснул лёд, раз мы уже мертвы…
Под толщею воды он приготовил плиты…
Поставив монумент торосовой гряды…
Отчаянье и боль в арктическом колоссе…
Форштевнем корабля лазурный свод разрежь…
И может быть с небес мы у отчизны спросим…
К чему морской душе крушение надежд?…
На картину Репина Лошадь для сбора камней в Вёле
Я лошадь без породы и гарантии,
что от камней очищу славный Вёль.
Народные гуляния в Нормандии
не помешают мне исполнить роль
cлегка мне, если честно, надоевшую -
под тяжестью загруженных корзин
плестись, овса как будто мало евшая.
И путь назад практически один…
Всё как всегда; Ла-Манш шумит и стелется
волнами по неровным берегам,
и мой хозяин снова еле телится -
пусты корзины по моим бокам.
Пусты, как у людей порой пословицы…
а та, где «время камни собирать»
подходит мне, но плохо мне становится,
и ржание в себе не удержать
от мысли "Я ж вам не тяжеловесная! -
резвиться на лужайке мой удел."
Но на гулянья, что так интересны мне,
хозяин отпустить не захотел…
Порой нам нужно не смотря в глаза
про мир несправедливый рассказать…
Идея писать стихи на картины пришла мне после приглашения в
интересный проект Русского музея в Санкт-Петербурге от московской
поэтессы Анны Арканиной. Они в музее решили задумать озвучку картин
с помощью специальной телефонной трубки возле шедевров. Делалось это
для слепых и слабовидящих. Мне была предоставлена честь озвучить в
стихах картину «Испытания силы Яна Усмаря» Угрюмова. Однако в итоге
проект так и не реализовался. В то же я время я пришёл в творческое
объединение города Выборга «Серебряная нить», где предложил в
качестве домашних заданий писать стихи и на картины в том числе. Идея
разрослась до ежегодного фестиваля в Выборге под названием
«Говорящая живопись». Авторы объединения недавно показывали этот
проект в «Доме писателя» для Союза Писателей Санкт-Петербурга, и
довольно успешно. О нём даже рассказывали на петербургском радио, так понравилась поэтам северной столицы эта идея. Мы пишем стихи на картины не только известных художников, но и малоизвестных авторов со всего мира. Главное, чтобы полотно цепляло автора стиха, и пробуждала в нём желание написать нужные строчки.
-Есть такое утверждение: ”люди сейчас безграмотны, книги никому не нужны”. Как вы считаете, это действительно так?
-Честно говоря, я не думаю, что писатель и поэт, это сегодня некий педагог для
читателя. Обогащает ли себя читатель прочитанным? Вполне вероятно,
скорее всего. Правда, не всегда. А вот всё же мне кажется, что для тех же
школьников или тех, кого заставляют читать того или иного автора -это
больше мучение, чем обучение чему-то. Они не привыкли читать, чтение считают
обузой. Если нет любви к книгам, литературе – её очень сложно привязать.
Мир гаджетов и интернета – увы, расслабляет мозг, дети и молодёжь всё
меньше размышляют и фантазируют. Что меня лично очень печалит.
О роли книги в судьбе читателя я вместе с Ольгой Голобурдой два года назад написал рассказ “Неделя до жизни”, по которому режиссёр Валерий Варданян снял одноимённый короткометражный фильм. Ему этот рассказ, по его словам, мгновенно запал в душу и он буквально тут же решил снять на него фильм. Значит, всё-таки сила у слова ещё есть и оно влияет на читателя.
-Александр, тогда какова, по-вашему, роль писателя и поэта в современном обществе? Есть ли будущее у литературы?
- Будущее у литературы будет, если будет читатель. Без него - нет и смысла
писать. Ну, разве что дневники для себя любимого. Я как любитель
фантастики подозреваю, что когда людям надоест интернет и масса
визуальных вещей (игры, кино, клипы и проч.) они вполне себе могут
вернуться к бумажным носителям - журналам и книгам.
Роль поэта и писателя? Мне кажется, что и тот, и другой сейчас больше
стремятся найти своего читателя в современном обществе, того, кто
услышит и поймёт. Литература становится всё более коммерческой, автор может издать её за свои деньги, не проходя элементарной редактуры.
Впрочем, и Достоевский в своё время получал неплохой гонорар за свои
романы...
Беседу провела ведущая блога "О жизни и искусстве" Ирина Т.