Современный мир трудно представить без экранов — они сопровождают нас везде: дома, на работе, в путешествиях. Мы используем их для общения, развлечений и даже для выполнения повседневных задач. Но, по данным исследований эстонских ученых, повсеместное присутствие экранов может иметь негативное влияние на развитие речевых навыков у детей. Как оказалось, никакой вид экранной активности не способствует улучшению языковых способностей.
Исследование ученых из Эстонии
Группа исследователей из Тартуского университета под руководством доктора Тиии Тулвисте провела опрос среди более 400 семей. Родителей спрашивали о том, сколько времени они и их дети проводят перед экранами в течение дня, а также оценивали языковые способности детей. Результаты показали, что чем больше времени ребенок проводит перед экраном, тем хуже у него развиты речевые навыки. Особенно это касалось тех детей, которые увлекались видеоиграми.
Экран против общения
Вопрос о том, как экраны влияют на мозг ребенка, особенно в части развития речи, стал ключевым в исследовании. Общение со взрослыми, по мнению ученых, является главным фактором формирования языка. Когда ребенок разговаривает с родителями, он усваивает новые слова, учится строить предложения и улучшает свое понимание языка. Однако экраны отнимают у детей время, которое они могли бы проводить в живом общении.
Доктор Тулвисте отмечает: "Наше исследование показывает, что дети проводят перед экранами столько же времени, сколько и их родители. Это создает жесткую конкуренцию между общением лицом к лицу и экранным временем, что может негативно сказаться на языковом развитии ребенка".
Видеоигры и речевые навыки
Особое внимание ученые уделили влиянию видеоигр. Оказалось, что игры негативно влияют на развитие речи детей, вне зависимости от того, кто играет — дети или родители. Одной из причин может быть то, что для детей младшего возраста не существует достаточного количества развивающих игр, а многие из доступных — на иностранных языках или с ограниченным взаимодействием. Это снижает возможность для детей учиться новым словам и строить полноценные диалоги.
Будущее исследований
Хотя исследование эстонских ученых дало много ответов, оно также открыло новые вопросы. Например, как изменилась ситуация с экранным временем в период пандемии COVID-19, когда семьи проводили больше времени дома и дети часто были вынуждены учиться через экраны. Для этого необходимы дальнейшие исследования, которые будут изучать, как взаимодействие с технологиями влияет на развитие детей в долгосрочной перспективе.
Заключение
Результаты исследования заставляют задуматься о том, как важно соблюдать баланс между временем перед экранами и живым общением с ребенком. Технологии — это неотъемлемая часть нашей жизни, но важно помнить, что для ребенка нет ничего важнее слов и эмоций, которые он получает в общении с родителями и другими людьми.
Тема влияния экранов на развитие детей продолжает оставаться актуальной в современном мире, и важно, чтобы родители осознанно подходили к использованию гаджетов в повседневной жизни.