Проблема взаимоотношений пассажиров верхних и нижних полок наконец-то коснулась и меня. Всегда относилась к таким историям скептически, потому что если человек готовится к запланированной поездке,то покупает билет на поезд заранее и, как правило, может выбрать место, какое ему удобнее (мы сейчас не говорим о поездах на южные направления). Если поездка спонтанная,то с выбором мест сложнее, И вот тут начинается самое интересное. Люди, которые в принципе не могут воспользоваться верхней полкой (пожилые люди, мамы с детьми, пассажиры с лишним весом и без лишнего веса, но с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и т.п.) всё равно покупают билеты на верхние полки, ибо ехать надо, в надежде, что кто-то из пассажиров с нижних полок поменяется. Вот тут то и начинается мой рассказ.
Моя поездка в южный город оказалась спонтанной и сугубо деловой. Билеты туда и обратно купили за сутки до отправления. Задача была за полдня пребывания в городе переделать все запланированные дела между прибытием и отбытием одного и того же поезда. Потому что билетов на Москву не было на ближайшие четыре дня ни из этого города, ни из соседних. Билеты нашла туда и обратно на нижние полки буквально последние и попросила их выкупить супруга.
Поездка в южный город в течение суток прошла в штатном режиме. Ехала в одном из двух прицепных вагонов фирменного поезда. Коробки с питанием на столике не было, горячего питания тоже. Прицепной вагон был без питания. Но это не проблема, конечно. Лишь бы ехать.
Все запланированные дела в южном городе успела выполнить. Это было предсказуемо сложно и хлопотно (пришлось в соседний город съездить), поэтому ко времени отправления я была ожидаемо вымотана и не успела поесть. И ещё умудрилась купить ящик вкусных помидоров на придорожном рынке. Поезда на Москву ожидала, как манны небесной, потому что планировала завалиться спать, ибо устала сильно. Дорога сутки на поезде и очень энергичная деятельность с утра и до обеда в другом климате, дали конечно о себе знать сильной усталостью. Я допёрла свой ящик с помидорами и еле держалась на ногах, у вагона еле нашла в себе силы приветливо поздороваться с проводницей. Она с улыбкой сообщила мне номер купе и места и шандарахнула информацией, что полка у меня верхняя. Я как-будто с размаху в стену впечаталась.Я прошла в вагон ещё не веря, в какую засаду попала. Супруг ошибся при покупке билета онлайн, и мне досталась верхняя полка. Всё правильно, как и написано в билете.
Я не смогу забраться на верхнюю полку со своим весом, а если даже и заберусь, то не смогу там сесть из-за высокого роста, не смогу хоть как-то сменить позу, смогу только лежать в одном положении. И не смогу слезть. Даже не стала пытаться залезть на свою верхнюю полку. Запихала свой ящик с помидорами под нижнюю полку, села на неё и пригорюнилась. Мыслей по решению проблемы не было никаких, но пришло осознание того, что у меня серьёзная проблема -- ехать сутки без возможности отдохнуть. Сначала решила отдышаться. Посидела немного в купе. Пришли другие пассажиры: мама с шестилетним сыном. У мальчика нижняя полка.
Я отправилась к проводнице. Она сказала мне, что вагон полный, вариантов для замены места нет. Сказала, что заменой места с пассажирами я должна заниматься сама. Тут она мне не помощница. Но разрешила полежать на пустой полке несколько часов до Ростова, пока там не сядет пассажир. И напомнила, что я не могу пользоваться постельным бельём в другом купе. Ну это и так понятно.
В это время в моё купе пришёл четвёртый пассажир, молодой мужчина. Мне трудно кого-то о чём-то просить. Просто ступор. Помните, "Никогда и ничего не просите! Сами предложат и сами всё дадут..." Но пересилила себя и спросила о возможности поменяться полками. Это было похоже на униженное блеяние. Как вспомню -- сама себе противна. Молодой человек вежливо отказал. Только не ругайте его, Мы же не знаем его обстоятельств, из-за которых он купил нижнюю полку. Может у него ноги нет. Сейчас встречаются такие молодые мужчины. И он не обязан никому ничего объяснять. Я извинилась, взяла подушку со своей верхней полки и пошла в соседнее купе, где проводница разрешила побыть до Ростова.
Легла на эту полку, и у меня потекли слёзы. Я не была в отчаянии. Но не могла остановить поток слёз. Я была героем -- за полдня я решила несколько рабочих вопросов, один из которых был с высокой степенью риска, не каждый мужчина, не говоря уже о дамах, решился бы действовать в таких обстоятельствах, так быстро и в одиночку. Я это сделала. Я герой. Но в награду получила верхнюю полку... Думайте, что хотите по этому поводу. А я думала много. Очень много.
Поплакать я себе разрешила немного, но получилось, к сожалению, значительно дольше. Слёзы текли и текли сами по себе.Я вообще редко плвчу, а тут просто реки слёз. Я не смогла заснуть. Сначала пришла проводница с конкретной разборкой, почему я взяла не свою подушку. Пришлось встать и идти к своей верхней полке, показать, что я взяла одну подушку из двух со своей верхней полки. Проводница стала мне выговаривать, что я взяла подушку молодого человека с нижней полки, оказывается, что подушка,которая лежит на верхней полке ближе к двери, это подушка пассажира с нижней полки, а подушка, которая лежит у окна -- пассажира с верхней полки. Я извинилась за нарушение порядка, хотя проблемы не видела. Поняла, что у проводницы уже проблемы с адекватностью. В такие минуты твержу себе свою любимую мантру: "Я --леди". Хотя следовало ей конечно ответить вежливо, что унижать человека в бедственном положении, это низко. Не говоря о её профнепригодности. Но я даже дышать не могла нормально в тот момент, не то что говорить. И проводница почувствовала свою власть надо мной, унизила и заставила почувствовать себя бомжихой и попрошайкой.
В этот момент я поняла, что молодой человек с нижней полки просто к@зёл, потому что он не заступился за меня, когда проводница отчитывала меня, как девочку, хотя мог бы перетянуть внимание проводницы и разъяснить ей, что никакой проблемы нет. Просто чушь какая-то. Я стояла рядом с ней в коридоре и не верила, что слушаю этот дурдом, а остальные пассажиры с интересом просто смотрят.
От всех сотрясов полутора суток: дорога в южный город, супер сжатая программа пребывания, усталость, не было времени поесть, расстроилась из-за верхней полки и поплакала -- ожидаемо поднялось давление. Я опять не смогла уснуть. Хотя поспать следовало бы. Я понимала, что с высокой долей вероятности мне придётся простоять всю ночь в коридоре. Я не буду просить место. Точка. Но поспать не удавалось. Стрекотала попутчица в купе. Проводница принесла горячий обед: курица с булгуром в томатном соусе. Я знаю, что не стоит ничего есть в расстроенных чувствах, потому что в этом состоянии другой гормональный фон, метаболизм сработает таким образом, что эта еда не пойдёт на пользу, а в результате биохимических реакций с этими гормонами ( в основном с огромным выбросом гормона стресса кортизола) вся эта еда окажется и отложится в виде жира на животе. Но я поела. Стало немного лучше, и я даже уснула наконец. Но меня разбудила заполошная попутчица, заявив,что идёт пассажир на место, где я лежу. Я кое-как разлепила глаза, посмотрела на часы, до Ростова ещё 3 часа. Но заснуть снова уже не смогла.
Сразу скажу, почему не пошла по вагону с просьбой поменяться полками. Не могу просить. Это выше меня.
Пока спала (минут 20), успокоилась и стала думать, что делать. Перспектива всю ночь простоять в коридоре не радовала. Решила посмотреть, какие есть варианты с покупкой другого билета в этом или другом поезде. Другие поезда пришлось отмести сразу, потому что они ехали часов на 6-8 дольше,чем поезд, в котором уже ехала. И пришлось бы ждать посадки в вагон 3-4 часа где-нибудь на станции на проходящий поезд. А я и так устала.
В поезде, где ехала я, оказалось только одно место -- в СВ. Ну что же делать, если стоишь перед таким выбором: последствия для здоровья и перспектива стоять ночь в коридоре или дорогая стоимость билета. Выбор очевиден. И хорошо, что у меня есть заначка для форс-мажоров! Купить этот билет онлайн не удалось с трёх попыток --интернет исчезал на моменте оплаты.
Пошла к начальнику поезда за помощью в покупке нового билета. И тут Вселенная решила взять паузу в моих злоключениях и спасти меня в лице начальника поезда. Начальник поезда продала мне новый билет и оформила возврат денежных средств на билет с верхней полкой. В оконцовке я доехала до Москвы в СВ дороже на 6000 рублей, чем планировалось. Но это не та сумма, из-за которой стоит нервничать.
Внимание! Очень важная информация. Находясь в поезде, можно приобрести новый билет, в случае наличия мест, и вам вернут деньги за старый( или часть денег, надо уточнять). В моём случае возврат оформили на всю стоимость билета с верхней полкой.
Дальше путешествие проходило в штатном режиме.
Резюме.
1. При возникновении проблемы в дороге будьте готовы рассчитывать только на собственные силы. Люди у нас конечно хорошие, отзывчивые где-то есть, и проводники есть, которые постараются помочь, выходя за рамки своих служебных обязанностей, но именно таких людей может не оказаться рядом с вами в трудный момент, как вчера в поезде. Лучше не рассчитывать на помощь.
2. Имейте деньги на форс-мажорные обстоятельства (которые вы не потратите в отпуске, ни копейки из этой суммы). Эти деньги могут понадобиться на что угодно в дороге. Мне понадобились на покупку нового билета.
3. Никогда не сдавайтесь. В стрессовой трудной обстановке старайтесь успокоиться и продумывайте способы решения проблемы.
4. Проверяйте, что написано в билете!
И чуть не забыла написать, почему нет билетов на поезда из южных городов.(эту проблему озвучивали в пабликах всё лето). Далее просто моё наблюдение в одном только поезде. Из южного города поезд выехал, заполненный не более, чем наполовину. Остальные пассажиры зашли массово ... в Ростове. Не понимаю такой билетной политики РЖД. Компания очевидно теряет примерно 30 -50% на разнице в стоимости билетов с одного только поезда. Но при этом из Ростова явно недостаточно поездов до Москвы.
Всем отличных путешествий!
Здоровья,мира и добра!