Найти тему
Без цензуры

Правительство обнулило аргументы ЦБ. Проект бюджета заглушит инфляцию

На что я бы хотел обратить внимание, продолжая анализировать проект федерального бюджета на 2025 и 2026-2027 годы. С самого начала, как только стали известны основные параметры – еще даже до внесения в Госдуму на прошлой неделе – многие представители финансово-экономического блока стали подчеркивать тот факт, что федеральный бюджет будет носить дезинфляционный характер. Сначала об этом заявил помощник Президента Максим Орешкин, потом подобный же комментарий последовал от Министерства финансов. В общем, не покидает ощущение, что представители финансово-экономического блока – как Правительства, так и Администрации Президента – хотят заострить на этом факте особое внимание, и это достаточно нетипично.

Но что происходит на самом деле? Центробанк, скорее всего, планирует и дальше повышать ключевую ставку или, во всяком случае, удерживать текущий ее уровень (15+%) на протяжении долгого времени. При этом ставка что в 16%, что в 19%, в общем-то, являет собой уже запредельный уровень. И в качестве одной из причин представители регулятора называют активную бюджетную политику: якобы у нас имеются какие-то повышенные расходы из государственной казны. Впервые об этом заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина, выступая в прошлом году на форуме "Россия зовет".

Фактически это был шантаж Правительства. Звучало заявление буквально следующим образом: если вы не прекратите тратить так много денег из бюджета, если расходы государственной казны будут оставаться на повышенном уровне, то мы будем поднимать ключевую ставку и удерживать ее на протяжении долгого времени по той причине, что необходимо сбивать спрос, а вы своими действиями и программами поддержки экономики лишь этот спрос дополнительно стимулируете – причем как инвестиционный, так и потребительский.

Однако что значит "расходы бюджета остаются на повышенном уровне"? Сейчас, учитывая нашу геополитическую и геоэкономическую ситуацию, других расходов быть не может. Даже наоборот, здесь стоит сказать, что они являются достаточно умеренными, учитывая те реалии, в которых мы сейчас находимся. Даже если мы отбросим военную составляющую, то все равно, учитывая беспрецедентный уровень санкций, учитывая проблемы с трансграничными платежами, с логистикой – у нас нет другого выбора, кроме как ускоренным образом развивать собственное производство товаров и услуг по той причине, что основным действенным инструментом Правительства является субсидирование банковских ставок по льготным программам. Но раньше они действительно были льготные, а сейчас получается направлять деньги лишь на ограниченное количество статей расходов.

Учитывая высокий уровень ключа, приходится констатировать, что, в общем-то, этот инструмент со всеми своими недостатками является единственным эффективным. Кто-то может сказать, что таким образом деньги из бюджета перекачиваются в банки. Но это не от хорошей жизни происходит. Других вариантов особо нет.

Важно отметить еще один момент. Если мы рассматриваем вопрос сугубо с монетарной точки зрения, то разницы, в общем-то, и нет. Объем тех средств, которые направляются на экономическое развитие и создают этот самый спрос, не меняется. Можно посчитать, во сколько раз больше средств из бюджета необходимо направлять сейчас, когда ставка составляет 19%, нежели пришлось бы направлять на поддержку того же самого количества отраслей, если бы ставка была на уровне 7,5%. Но, поскольку финансы бюджета ограничены и объем их сильно не растет, то и получается, что сейчас, в условиях повышенной ставки, тех же самых денег, что и раньше, на все отрасли не хватает. Правительство вынуждено сократить число статей расходов, а значит, имеет смысл поддерживать лишь самые приоритетные отрасли. К сожалению, уже не все подряд, как это было в 2022-2023 гг. Тогда, действительно, можно было одновременно направлять достаточное количество ресурсов на развитие и авиационной промышленности, и станкостроения, и радиоэлектроники, и многих других отраслей. Сейчас приходится выбирать, ужимать программы, ограничивать количество получателей.

Но раз Банк России заявляет о том, что у нас серьезный разрыв между спросом и предложением, то, может быть, тогда вполне логично это самое предложение и подкачать, чем Правительство и занимается? Но причем тогда тот уровень ставок, который у нас сейчас в экономике? Именно из-за него представители финансово-экономического блока и вынуждены раз за разом повторять тезис о том, что бюджет носит сейчас дезинфляционный характер, что его параметры весьма умеренные и расходы тоже находятся на нормальном, не повышенном уровне. Это действительно так, и дефицит планируется всего лишь в 0,5% от ВВП – это совсем небольшой объем. Но публично они это вынуждены повторять, чтобы заранее выбить у Центробанка дежурный аргумент о некоем повышенном уровне бюджетных расходов – ничего такого нет. Ну согласитесь, будет весьма странно, если Набиуллина, Заботкин, еще какие-либо представители регулятора вслед за вот этими заявлениями представителей Правительства будут говорить о проинфляционном характере бюджета. Такое, я думаю, делать все-таки не будут. Во всяком случае, публично.

Не забываем ставить лайк :)
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!