Книгу американского журналиста и телеведущего Ларри Кинга " Как разговаривать где угодно, с кем угодно, когда угодно" (как то так примерно это название переводится на русский) я читала очень давно, где-то в самом начале своей бурной и не особо длинной журналистской карьеры. Самое короткое саммари этого проданного многомиллионным тиражом бестселлера сегодня я бы написала так:
Смотри в глаза,
(в глаза смотреть!)
Не ври, не бойся ...
Не трынди.
Самый главный итог и польза, это, конечно, последний императив, потому что сам Ларри всю дорогу автобиографично и вдохновенно трындит. И об этом русскоязычными людьми написано уже в интернете сотни отзывов - людьми, которые покупали книгу, чтобы получить ответ на вопрос из заголовка, но были разочарованы. В итоге большинство читателей справедливо отвели бестселлеру роль наполнителя журнального столика, которую можно полистать сидя в очереди.
Хотя, справедливо сказать, что Ларри на вопрос о том, как выстроить приятный разговор с любым человеком, по-своему всё-таки отвечает. Правда, это ответ с позиции телеведущего, причем американского.
Например, совет о правде. (Тема не простая, согласитесь, многое тут зависит от контекста).
- Не бойтесь говорить правду, рекомендует Кинг.
"Правду, гегемон, говорить легко и приятно", - слова Иешу а Га-Ноцри прокуратору Иудеи, после которых он, по версии романа "Мастер и Маргарита", был отравлен на Голгофу и распят)).
Современный персонаж телешоу, отдавая свою реальную жизненную историю во власть работников массмедиа тоже проходит через своего рода распятие. А как ещё это можно назвать, когда твои достоинства и недостатки, грехи и ошибки со смаком обсуждает вся страна? И чаще всего доходит до личных оскорблений и ненависти со стороны особо рьяных.
"Молчи, скрывайся и таи и мысли и мечты свои". Так смотрел на вопрос правды Тютчев, и кто посмеет сказать, что он был не прав?
Поэтому нормальные осторожные люди не любят говорить правду о себе незнакомцам, и уж тем более журналистам. Вряд ли Ларри этого не знал, когда брался за книгу. Тем не менее, пример того, как можно разговорить человека, он выбирает не ординарный - в книге есть история о том, как Ларри, в одном из своих телешоу, помог преодолеть смущение перед публикой боевому летчику-истребителю.
По логике тележурналиста, пример этот должен показать, что страх перед публичностью свойственен всем, но не потому что они понимают последствия, а потому что находятся не в своей тарелке под огнями осветительных приборов во время съёмки. Но стоит только помочь им расслабиться, найти свою тему...
Вся болтология книжки вращается вокруг этой идеи - создать для собеседника зону комфорта, из которой его выбивает обстановка.
Русскоязычный читатель находит эти советы банальными и не стоящими серьезного внимания, хотя, они не дурны, и даже по-своему практичны.
Но согласитесь, если вы читали роман "Идиот" Федора Михайловича Достоевского, который начинается со случайного знакомства героя в поезде с совершенно незнакомым, малоприятным и даже опасным человеком, разве можно после этого серьезно отнестись к советам Ларри Кинга? Скорее всего, вы сами посоветуете ему почитать русскую классику. Я например именно так бы и ответила на вопрос "как разговорить любого с пол-оборота": учитесь у князя Мышкина, друзья.
Кстати, князь соблюдает в своих беседах все три принципа Ларри: всегда говорит только правду, смотрит в глаза собеседнику и не произносит пустых слов - а только то, что его действительно волнует.
И говорит он это так искренне, что собеседник невольно включается в разговор и сопереживает. Даже когда этот собеседник внешне продолжает сохранять статус-кво, даже когда он оценивает поведение князя как блаженного - сердце его откликается на искренность и непосредственность Льва Николаевича. И это действительно персонаж, который может говорить с кем угодно, когда угодно и где угодно.
Чтобы убедиться в правоте моих слов, посмотрите хотя бы сцену, когда Мышкин впервые посещает дом генерала, и Елизавета Епанчина просит его что-нибудь рассказать: не столько для светской беседы, а больше, чтобы убедиться, что этот новый человек из Швейцарии, который болен странной болезнью, вообще способен связно мыслить. Причем она говорит ему об этом прямым текстом, а дочери при этом незаметно хихикают.
Но вот уже через несколько минут их насмешки и взгляд свысока сменяются серьезными вопросами, потом задиристостью, а ещё через минуту по щеке генеральши катится слеза, а внимание Аглаи полностью захвачено тем, что она услышала от молодого человека. Бахтин не зря назвал этот роман полифонией диалогов - мастерство Достоевского в этом искусстве до сих пор мало кому доступно.
Но, в отличие от "рецепта", который ожидает читатель от книжки Ларри, обещанного им в заголовке, у Достоевского результат не нарочит, не просчитан. Показывая на деле, что такое настоящая душевная беседа, умный князь продолжает быть для читателя (зрителя) и всех других персонажей романа человеком добрым, сердечным, даже беспомощным, и даже в своем роде эталоном совести.
Кажется, что он и сам не знает, как именно он это делает?!
Зато об этом точно знает автор романа. В этом невозможно сомневаться.
Так что, если вы собираетесь купить очередной бестселлер, который выдаст вам "полезный чеклист" для успешного общения, вы можете сэкономить деньги, потому что роман "Идиот" можно в любом российском городе взять в бесплатной библиотеке. 😀
Заранее спасибо за комментарий, подписку и дополнение по теме: какую книгу или методичку вы посоветовали бы прочесть тому, кто хочет улучшить свою способность общаться с людьми? Как по-вашему: правду говорить всегда легко и приятно или это работает только с близкими людьми?
Наталия Артемьева
,