С 26 августа по 4 сентября СТД проводил семинар Авторская сцена в театре Бестужева (Улан-Удэ).
В последней части мне хочется рассказать о показах эскизов спектаклей, на которых я побывала, обсуждениях и о драматургах, с которыми познакомилась на Авторской сцене и вообще об обстановке.
Начну с того, что Бурятия теперь навсегда в моём сердце, хоть по городу я мало ходила, но нас возили, я видела город в окно. Природа потрясающая. Мой папа служил в Забайкалье два года в танковых частях и я с детства, рассматривая фото, мечтала там побывать и пожить. Я планирую отразить этот край в своих текстах, ну, скажем так, пока только планирую. Буряты (именно буряты) очень понравились.
Театр Бестужева -- это просто квест-лабиринт. У меня топографический кретинизм, но после тренировки по ориентированию в этом театре на другом семинаре в Твери, в большой, даже огромной, библиотеке я всё находила просто с лёту.
В первый день было просто потрясающее открытие Авторской сцены и нас встречали "декабристы". В Улан-Удэ эта тема очень популярна, потому что в том числе сюда декабристы были сосланы.
Вот статья Минкульта Бурятии об открытии Авторской сцены. А вот интересный пост.
28 августа нас повели в пресс-центр на интервью, эти интервью есть вк, и также были написаны статьи -- ведь надо было завлечь публику на показы эскизов. И вот статья о репетициях.
Фото отсюда:
Интервью получилось просто потрясающим. Такие молодцы журналисты и работники театра, очень всё сделали добросовестно. Вот видео, нарезка интервью.
30 августа чевствовали Николая Владимировича Коляду:
А уже 31 августа начались показы.
Первой показывали пьесу Нади Алексеевой "Красный Аксай". Это история девушки, молодой женщины, которая встретила бойца СВО, он ехал с реабелитации. У героев завязывается разговор, финал неожиданный. Эта пьеса для молодёжи, особенно понравится женщинам. На обсуждении от целевой аудитории Надя это и услышала:
Пьесы вызвала целую дискуссию о характере персонажей, говорили и о трактовке режиссёра. Мне тоже казалось, что героиню надо раздвоить, в этом я согласна с критиками. Чем пьеса ценна? Она отражает время здесь и сейчас, наши реалии.
Уже на другом семинаре, на котором я была позже, снова возник вопрос о личном опыте автора при написании произведения. Это сложная тема. Что считать личным опытом? Всё написанное же личный опыт. Но есть, это я так думаю, опосредованный личный опыт, который как бы спрятан за худвымыслом, а есть личный опыт сродни документальному, то, что называется потоком сознания. В общем, у личного опыта много критериев, преломлений и ипостасей. Это я тут пишу, потому что Ольга Алексеевна сделала мне замечание: почему я не выступила. Ну я не выступила, потому что мне легче проанализировать письменно, и без меня выступало достаточно зрителей. В общем, на Авторской сцене надо высказываться, с этим у меня были проблемы конечно.
Надя Алексеева -- очень милый и добрый человек, она очень искренняя и в жизни и в творчестве, искренность, открытость работают на неё в её произведениях. Надя -- просто звезда сейчас. Я скачала её роман, который, я уверена, возьмёт премию, но пока не читала, но прочту обязательно.
Вечером показывали пьесу Натальи Шор "Время говорить и время молчать". Наталья Шор состоявшийся автор, большой профессионал, актриса и потомственный театрал, она живая и непосредственная.
Поклоны после спектакля. Пьеса о покоянии. Герой переосмысливает прожитую жизнь и раскаивается в поступках. Когда смотришь пьесу, то сразу думаешь: а смог бы ты как герой признаться и раскаяться, да ещё и прислать приглашение на беседу тет-а-тет. Я поняла, что лично я не готова, но герой навсегда останется в моём сердце не как пример добродетели, но как человек с недостатками, свойственными многим мужчинам:
На обсуждении было много желающих выступить. Некоторым не хватило времени. Николай Владимирович Коляда очень хвалил актёров, сказал, что получил эстетическое удовольствие:
Первого сентября я не была на показах, потому что у нас были репетиции на большой сцене. Я очень жалею, что не смогла попасть, но я уехала на один день (2 сентября) на Байкал и сразу там без меня врезали в пьесу ходульный ход, так что хорошо, что я была на своих репетициях.
Но я хочу написать о драматургах. Виктор Алексеев представлял пьесу "Дела семейные". Виктор доброжелательный, воспитанный и скромный, и хороший спортсмен, оч спортивный. Виктор занятой человек, он прилетел на семинар всего на три дня. Я ему говорю:
-- Я про вас почитала, вы же в ДЛ побеждали и спектакль был.
А Виктор отвечает:
-- Это случайно.
Но конечно это никакая не случайность, Виктор очень хороший драматург, вдумчивый, он, мне так показалось, аналитик:
Мне рассказали, что пьесу очень хвалили на обсуждении. Я нашла вк такую запись с показа от актрисы Натальи Молчановой. Я помнила по горячим следам, что запись была и потратила сейчас ради Виктора два часа, чтобы всё-таки её найти. Фото из этой записи:
А это режиссёр эскиза Карен Нерсисян и другие зрители перед эскизом "Дел семейных":
Мне рассказали, что выступали зрители и актёры, все очень хвалили, все были довольны показом. О чём пьеса "Дела семейные"? Там интрига детективная и всё не так, как видится в начале. Главные персонажи находятся в ожидании и даже в состоянии бегства -- от действительности, от расплаты, от себя. При этом показаны современные персонажи: молодая героиня работает в магазине, сосед всё подбухивает, мент всё время опаздывает, а покупатель недвижимости всё норовит надуть простых людей. Я пьесу только читала, эскиз сделали близко к тексту.
Вечером того же дня показывали эскиз по пьесе Анны Гейжан "Станция Москва". Показ проходил в цехе декораций. К сожалению я не смогла быть на эскизе. Хотя очень люблю абсурд. Критик Евгений Авраменко пьесу хвалил. Анна Гейжан:
3 сентября состоялась моя читка-эскиз (я написала об этом во второй части), а вечером драматург Николай Ермохин праздновал свой триумф с пьесой для подростков, она набрала больше всех голосов и в зрительском голосовании.
Все хвалили, все были в восторге, Борис Борисович Цекиновский отметил, что такие пьесы прекрасно смотрятся.
Кто-то говорил о том, что зачем Человек-паук, но Николай Владимирович ответил на это, что подростки приходят в театр, им на всё наплевать, сидят утыкнутые в телефон, а тут увидят знакомого героя и станут смотреть.
Пьеса тяжёлая, говорили о том, для кого пьеса: для подростков или семейная. И снова говорили о личном опыте.
Николай Ермохин талантливый и искренний молодой человек, у него всё ещё впереди, он ещё напишет много шедевров.
После обсуждения в театре Бестужева состоялся прощальный фуршет:
Нас провожали худрук и директор театра, очень милые замечательные люди:
Большое спасибо Театру Бестужева за незабываемые впечатления, все были очень вежливые, а СТД и министерству культуры Бурятии за помощь и финансирование такой нужной лаборатории, которая проходит уже в 37 раз. Зонтик и шопер у меня забрала дочь, все её подружки обращают внимание на необычный шопер. Всем участникам Авторской сцены дарили шоперы, зонтики, афиши и программки, ручки и магниты.
А я привезла из Бурятии ещё и подарок от сотрудников Центральной Детской библиотеки Улан-Удэ:
Фото из группы вк театра Бестужева:
Спасибо Ольге Алексеевне Новиковой за то, что так мне помогала с пьесой!
Товарищи драматурги! Шлите пьесы на Авторскую сцену, не унывайте. Я посылала с 2012 по 2018 год раз пять и всё безрезультатно, и вдруг совершенно неожиданно пригласили сейчас. Не унывайте, не опускайте руки и может быть вам повезёт.