Искусство, как и всякая деятельность человека, подвержено влиянию технологий, и, возможно, именно в этом отражается основная идея технологического детерминизма. С древнейших времен человечество использовало те ресурсы и материалы, которые были доступны, от камня и бронзы до масляных красок и холста. Каждый технологический прорыв — будь то изобретение бумаги, типографии или фотографии — открывал новые горизонты для творческого самовыражения. В течение веков художники были ограничены рамками материального мира и требовали значительных ресурсов для создания сложных объектов. Строительство больших скульптур, роспись фресок или создание витражей подразумевали наличие целой команды мастеров и неограниченные ресурсы, что ограничивало творчество лишь возможностями мастера и доступными ему материалами.
Однако сегодня, благодаря таким технологиям, как 3D-сканирование, CAD-моделирование и аддитивное производство (3D-печать), границы между идеей и её воплощением стремительно размываются. Технологии делают искусство более демократичным, предоставляя возможность каждому творцу воплощать свои идеи вне зависимости от ограничений материалов или традиционных способов производства. К примеру, художники могут создавать невероятно сложные формы и структуры, которые ранее были невозможны с использованием традиционных методов резьбы или литья. 3D-принтеры позволяют материализовать самые смелые и неординарные замыслы, которые существовали лишь в воображении.
Проект, который мы создали в сотрудничестве с Доброториум.АРТ и представили на ярмарке ArtRussia — это не просто объект искусства, но и воплощение новой "материальной культуры". В нём классические формы скульптуры встречаются с цифровыми технологиями. Скульптор (в нашем случае Фёдор Паршин) больше не выступает в одиночку; он взаимодействует с целым коллективом специалистов, каждый из которых вносит свой вклад в создание формы — от оцифровки до физического воплощения. В этом процессе участвуют дизайнеры, инженеры, операторы 3D-сканирования и принтеров, каждый из которых привносит своё видение и профессиональные навыки, создавая уникальную коллаборацию, выходящую за рамки традиционного понятия "художник и его инструмент".
Наш проект — это также и исследование границ взаимодействия человека и машины в процессе творчества. В каком-то смысле, технологии становятся своеобразным соавтором. Использование алгоритмов CAD-моделирования позволяет добавить точность и систематичность в процесс работы, а аддитивное производство привносит совершенно новые способы взаимодействия с материалами. Это даёт художнику возможность создавать произведения, которые максимально соответствуют его творческому замыслу, не сталкиваясь с ограничениями, которые раньше накладывал процесс производства.
Инсталляция, состоящая из 111 частей, иллюстрирует слияние традиционного искусства и современных технологий. Но это не просто механическое соединение элементов. Каждая из 111 частей имеет свой уникальный дизайн, который был разработан с помощью комбинации традиционного художественного подхода и современных цифровых технологий. Это результат эволюции, где каждое звено творческого процесса обогащается новым инструментарием, расширяющим возможности художника. Таким образом, мы наблюдаем не просто прогресс техники, но и глубокую трансформацию самого творческого акта, где технологии становятся не просто помощником, а необходимым условием создания искусства. Они открывают перед художником новые формы, фактуры и возможности взаимодействия, расширяя понятие о том, что такое искусство в XXI веке.
Эта инсталляция также символизирует философский сдвиг в понимании искусства и творчества в условиях современного технологического мира. Искусство становится более многослойным, где физическая материальность объекта дополняется цифровыми наработками и виртуальной компонентой. Это превращает процесс создания в сложное коллективное действие, объединяющее ремесло, технологию и художественное воображение.
Искусство, рожденное с применением аддитивных технологий, привлекает внимание к тонкой грани между виртуальной идеей и её материальным воплощением. В условиях, когда художник имеет возможность оцифровывать свои замыслы, модифицировать их с использованием искусственного интеллекта и затем воплощать в материальном мире с точностью до микрон, сама концепция авторства подвергается переосмыслению. Мы больше не говорим об искусстве как о чисто человеческом акте. Это процесс, в котором идеи, технологии и коллективный труд сливаются в единое целое, чтобы создать произведение, невозможное без каждой из составляющих.
Хотите узнать больше и увидеть наши работы?
Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу STEP_3D и следите за нашими новыми проектами на сайте STEP_3D.
Мы продолжаем исследовать и раздвигать границы возможного в искусстве и технологиях, делая будущее доступным уже сегодня.
Никита Шахтер, step3D.tech