Обзор 5 рассказов-антиутопий, которые вы еще не читали.
1. «Машина останавливается» («The Machine Stops») Эдвард Морган Форстер, 1909 г.
И конечно, Вашти была знакома с обычаями предшествовавшей цивилизации, когда функции системы понимались превратно и ею пользовались, чтобы доставлять человека объекту, а не наоборот — объект к человеку. Это были забавные времена: люди отправлялись куда-нибудь подышать свежим воздухом, вместо того чтобы попросту сменить воздух в собственной комнате.
Пронзительная и актуальная история о человеке и его зависимости от технологий. Написанная в 1909-ом году она предвосхитила многие современные тревоги о цифровой эре и автоматизации, став невероятно точным пророчеством современного технологического прогресса. А также предупреждением...
Сюжет разворачивается в замкнутом мире, под землей, где человечество живет под опекой всемогущей Машины, которая обеспечивает все потребности людей: от пищи до общения. Этот мир кажется идеальным, но под его поверхностью скрываются глубокие противоречия. Люди потеряли связь с реальностью, отдалившись от природы и друг от друга. Они обитают в своих комнатах, общаясь через экраны, физический контакт и активность больше не нужны. Пока однажды система не дала сбой. И когда идеальный мир начнет рушиться, люди увидят как хрупок их комфорт на самом деле.
Атмосфера подавленности и отчужденности, медленное, лирическое повествование оставляют терпкое депрессивное послевкусие после прочтения. Главный герой и его мать олицетворяют разный подход к жизни, когда один готов смириться с системой, а другой стремится к свободе и познанию. А повесть, написанная в далеком 1909-ом году, актуальна и сегодня, когда технологическая зависимость стала частью нашей жизни.
Время чтения: 1ч. 9 мин.
Под какое настроение: встретить закат эпохи
Жанр: фантастика, антиутопия
Интересные факты:
— в повести автор предсказал появление таких технических достижений, как дальние авиаперелёты, интернет и видеоконференции.
— В 1966 году повесть была экранизирована.
— The Machine Stops — песня группы Hawkwind, посвященная сюжету повести
2. «Запретные сказки» («Forbudne aeventyr») Нильс Нильсен, 1959 г.
Так почему же в эту июньскую ночь 2841 года робот стоял у кровати ребенка 1001 и рассказывал древнюю запретную сказку, которой он вовсе не должен был знать? И почему ребенок 1001 так жадно слушал, хотя обязательная мозговая стерилизация должна была сделать девочку совершенно невосприимчивой к растлевающим и постыдно чарующим словам сказки?
Чудесная, трогательная сказка-антиутопия, дарящая искру надежды на пробуждение от бездушной и механической жизни.
В мире будущего технологии и контроль над жизнью человека достигли своего апогея. Детей выращивают на фабриках, под воспитанием роботов, с самого детства программируя на подчинение.
И в этом универсальном автоматизированном государстве, где каждый аспект существования подчинен строгим законам производительности и эффективности, развертывается история о роботе и одной девочке, которая сможет обойти эту систему, благодаря случайной (или не очень) цепочке событий.
Запретные сказки становятся не просто элементом рассказа, а метафорой сопротивления, силой, способной разрушить оковы системы.
Время чтения: 20 мин.
Под какое настроение: почитать сказок
Жанр: фантастика, антиутопия
3. «Я вас вижу» («I See You») Гарри Гаррисон, 1959 г.
— Карл Тритт, — продребезжал металлический голос, — сплюнув на общественный тротуар, вы грубо нарушили местное Постановление номер ВД-14–668. Приговор — два дня.
Сюжет рассказа погружает читателя в мрачный мир тотального наблюдения, где личная свобода становится лишь призраком, а любой шаг может привести к неминуемому наказанию. Основной сюжет сосредоточен на Карле Тритте, который, несмотря на всепроникающее видеонаблюдение, решается на преступление. Это решение становится отправной точкой для глубокого исследования темы человеческой природы и... предела терпения.
Получив срок 20 лет за ограбление, Карл принудительно отправляется в специальный район для преступников для отбывания своего наказания и выполнения общественных работ. Но провести 20 лет там — невыносимо, и Карл идет против системы. Идет напролом. А "напролом" идет к нему...
Время чтения: 42 мин.
Под какое настроение: анархичное
Жанр: фантастика, антиутопия
4. «Седьмая жертва» («Seventh Victim») Роберт Шекли, 1953 г.
И они нашли выход — узаконить насилие.
Дать человеку отдушину…
Хорошее сочетание социальной сатиры и психологического триллера с капелькой черного юмора в одном небольшом рассказе.
В мире будущего узаконены убийства, в виде игры, добровольной охоты на людей, когда все желающие выступают в роли "охотников" и "жертв". Все это ради прекращения войн и агрессии, снятия напряжения и снижения тяги к насилию... во благо всего человечества.
И тут, конечно, может возникнуть много вопросов и сомнений, касательно целесообразности идеи, но тем и хороши такие провокации — они дают повод для размышлений о морали, человечности и границах развлечений.
Стентон Фрелейн ожидает данные о своей седьмой жертве, чтобы начать на нее охоту. Но жертвой внезапно оказывается девушка. Стентон никогда не убивал женщин в этой игре, и у него появляются сомнения. Но впереди у них предстоит встреча и как бы ему самому не стать жертвой... жертвой собственных желаний.
Время чтения: 31 мин.
Под какое настроение: поиграть на выживание
Жанр: социальная фантастика, антиутопия
Интересные факты:
— Есть экранизация: «Десятая жертва» / «La decima vittima» 1965, Италия, Франция, реж: Элио Петри
5. «Человек из подсознания» Дж. Г. Баллард («The Subliminal Man») Дж. Г. Баллард, 1963 г.
Они начали строить первый большой экран, около ста футов высотой. Первый, а сколько их будет? Его собираются устанавливать за городом, возле дорог. Скоро они появятся на всех дорогах, и тогда нам просто придется прекратить думать! Мы превратимся в тупых, бездушных автоматов!
Сюжет разворачивается в недалёком будущем, где культура безудержного потребления заставляет людей бездумно следовать трендам, а объекты потребления становятся лишь временными удовольствиями, не задерживаясь ни в сознании, ни в жизни.
Один из героев, Хэсуэй, обнаруживает применение психотропных технологий, транслирующих сигналы через рекламные экраны. Хэсуэй сообщает о своих подозрениях своему доктору, Франклину. Но поверит ли тот или предпочтет остаться в неведении?
Баллард виртуозно описывает атмосферу тотального манипулирования, где реклама не просто предлагает товары, но и формирует желание и потребность. Это налагает тяжелое бремя на личность, подрывая возможности критического мышления и индивидуального выбора. Реклама превращается в инструмент, который создает незримые цепи, сковывающие людей, делая их невольными рабами своей жажды к новизне.
Так ли далек был Баллард, описывая еще в 1963-ом году фантастическое будущее человечества? Рассказ может заставить задуматься о нашем месте в потребительском обществе, призывая к более глубокой саморефлексии о том, кто мы и что нам действительно нужно.
Время чтения: 29 мин.
Под какое настроение: рефлексировать
Жанр: социальная фантастика, антиутопия