Найти тему
DLC: Dream✨Love♥️Create🎨

🧩 Практики для повышения эмоционального интеллекта: Эмпатия

Мы все живем в обществе тех или иных людей, которые также испытывают эмоции, чувства и переживания. 

Мы нуждаемся в людях и люди нуждаются в нас. 

Умение сопереживать другим, понимать мотивы поведения, эмоции и чувства, которые стоят за ними - это ключ к пониманию и реализации себя и других.

-2

🦸‍♀️🦹‍♀️Упражнение: Книги и фильмы

Для начального понимания эмпатии попробуйте поработать не с реальными людьми, а персонажами книг и кино. Этот метод является самым простым, но не менее эффективным, потому как автор/режиссер уже дают нам подсказки о том, что же чувствует человек по ту сторону.

- При просмотре фильма или за чтением книги попробуйте вообразить себя персонажем, не думайте о том, как вы проявляли бы свои эмоции и чувства - думайте и наблюдайте, как это делает конкретный герой.

- Далее порассуждайте на тему: почему он проецирует именно так? Что повлияло на это? Почему автор делает акцент именно на этих деталях? А кто из вашего окружения использует именно такие вербальные и невербальные сигналы? А вы знает почему ваш знакомый именно так себя проявляет? Похожи ли причины поведения персонажа и знакомого (реального человека)?

- Зафиксируйте на бумаге эмоциональные сигналы персонажей книг или кино и сопоставления с реальными людьми. 

К примеру, многие читали великолепное произведение Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита», обратите внимание, как автор подробно рисует нам образы героев, какие эпитеты он использует, как он сам объясняет мотивы их действий, как красочно описаны эмоции и чувства - в голове сразу оживают образы. 

И вот он, грозный и поначалу непоколебимый, Понтий Пилат сидит в своем кресле «…Прокуратор при этом сидел как каменный, и только губы его шевелились чуть-чуть при произнесении слов...» 

Почему именно такой образ? Только ли власть описывается, как «каменный»? 

Нет, автор ранее и в последствии описывает эмоциональное и чувственное состояние персонажа: «…Прокуратор был как каменный, потому что боялся качнуть пылающей адской болью головой…». 

Зачастую не только боль, но и страх может сковывать движение, а может ваш «надменный и высокомерный» начальник кажется вам таким не потому что условная власть и корона в его руках, а потому что он обеспокоен? Встревожен? Что сковывает именно его движение? Что может помочь ему быть менее холодным и неприступным в глазах других?

Польза: расширение кругозора через чтение и насмотренность. Увеличение уровня аналитических способностей, поиск причинно-следственных связей, знакомство с проявлениями эмоциональной и чувственной сферы различных людей, нахождение общих сигналов-подсказок для развития эмпатии.

-3

👭Упражнение: Знаки, маркеры

Пройдя «тренировку» на книгах, кино и образах знакомых людей, возьмите себе в привычку наблюдать за поведением окружения. 

Также в следующих статьях будет освещена тема вербального и невербального общения или научным языком- кинесика (наука о невербальных аспектах общения, включая движения тела, жесты, мимику и другие физические проявления. Она изучает, как эти невербальные сигналы могут передавать информацию, эмоции и намерения, а также как они влияют на восприятие и взаимодействие между людьми.). Для начала в данной практике будет достаточно простого наблюдения и аналитики, для более продвинутого уровня уже будем разбирать конкретные обозначения с точки зрения кинесики.

- В общении с человеком уделяйте внимание его поведению, пытайтесь провести аналогию между его проявлением эмоции и вашим: что общего? В чем различия? А как повел бы себя в таком эмоциональном состоянии другой человек? Что объединяет вас всех? 

- Здесь же хочу обратить внимание на то, что иногда люди говорят одно, а их язык тела выдает совсем другое, замечайте эти детали и если это возможно уточняйте у собеседника, правильно ли вы поняли его посыл.

Например

Вам нахамили в магазине за то, что вы долго выбирали товар. Этот «хам» весь трясется, сжимает руки, повышает голос. Не отвечайте агрессией на агрессию уточните лучше: - «вас действительно так тревожит, что я уделяю 5 (10) минут на выбор продукта или причина вашего напряжения и агрессии совсем в другом? Действительно ли я стал виной вашего эмоционального срыва? Ваш настроение станет лучше, если я пропущу вас в очереди вперед, чтобы вы быстрее могли совершить покупку?». 

По собственному опыту скажу: сам факт, что вы упомянули ту самую эмоцию, уже немного остудит пыл грубияна, он осознает её и поймет, что другие тоже видят его состояние. Предлагая своё место в очереди вы показываете человеку, что вы выше «скандалов», соответсвенно, его поведение обществом будет оценено как «отклонение от нормы» в контрасте с вашей рассудительностью и спокойствием.

Обращайте внимание на реакцию провокатора в динамике: попытка конфликта и после вашего ответа. Что поменялось? Тон голоса? Жесты? Поза? Какая реакция была на ответ? Сумели ли вы считать эмоциональное состояние: попали в точку? Помогли человеку?

Польза: практическая работа в определении эмоционального состояния реальных людей без прямых подсказок автора. Урегулирование конфликтных ситуаций, снижение рисков недопонимания и последствий его. Помощь другим в подсвечивании их эмоционального фона, обращая внимание на их эмоцию и реальную причину (а не следствие, на котором они пытаются выместить свою злобу или иное).

-4

🦻 Упражнение: Уметь слушать и слышать

Хотя это может показаться банальным на первый взгляд, но далеко не каждый умеет слушать собеседника (не перебивая, не комментируя) и слышать, то есть понимать, что именно пытаются донести словами, и что стоит за ними.

Когда мы слышим «у меня нет времени, но я бы с удовольствием занимался бы медитацией хотя бы раз в день», это не про то, что человек слишком занят, это про то, что у него нет мотивации и заинтересованности к этому. Минимальное время медитации может быть 5 минут. В сутках 1440 минут. Я не говорю о том, что вы должны замотивировать собеседника на медитацию, я лишь о том, чтобы вы понимали, что именно стоит за этим «нет времени» - безразличие, и так анализируйте по аналогии другие выражения.

Польза: понимания эмоций и чувств, которые прячутся в словах, а если углубиться, то и научитесь понимать какие чувства стоят за этими словами. По примеру выше, человек оправдывается, а значит ему, как минимум, не безразлично, как он будет выглядеть в ваших глазах, что вы подумаете о нем, и как максимум страх, неуверенность. А если он честно признается: «ты знаешь, медитации- это не моё, мне больше нравится расслабляться через музыку, но круто, что ты нашел себя в медитации и для тебя в этом есть польза» - в этой фразе уже совсем другой посыл.

-5

Заключение

Научившись понимать свой собственный эмоциональный и чувственный фон, мы смотрим на то, как с этими эмоциями проявляются другие, понимая это мы можем, как помочь им, так и защититься.

Эмпатия - это серьезный инструмент и я, искренне надеюсь, что вы будете правильно использовать его во благо себе и окружающим.

Также важное замечание: мы растем личностно, опираясь на собственный опыт и опыт других, через отражение одного человека, мы учимся отражаться самостоятельно. Люди, как зеркала, подумайте об этом.