«И откроется на Страшном Суде, что единственным смыслом жизни на земле была Любовь» — митрополит Антоний Сурожский.
Этими словами заканчивается фильм «Крест». Но мне захотелось с них начать. Начать с того, что является смыслом жизни - с любви. Божественной. К какому из нас.
Фильм «Крест» - фильм трилогия без трилогии.
Про веру. Про надежду. Про любовь. Про крест, в котором лишь на первый взгляд кипарис, певга и кедр, но, если посмотреть вглубь - снова вера, надежда и любовь.
Основной рассказчик в фильме -
иконописец из Печор. Моя «предвзятость» к фильму очевидна. Но и монах, пишущий иконы, умеющий видеть глубину, заглядывать в неё, не мог не попасть в глубины сердца тех, кто в этом фильме смотрит на него.
«Самый короткий путь к Богу - это смирение», - начинает он, напоминая о том, как мы горделивы. Неспособные сделать и нескольких шагов на встречу Тому, кто проделал тысячи шагов на встречу нам. Тому, кто не просто пришел к нам, но и идёт за нами, когда мы бежим от Него.
«Ты должен определиться: кто ты, где ты, по какой оси координат идёшь» - продолжает иконописец в то время, как режиссёр фильма наглядно демонстрирует два служения: Богу и идолу, показывая девочку у иконы Спаса Всемилостивого и «девочку», проходящую мимо дорогих витрин.
«Смерти нет, это лишь переход в другую жизнь» - завершая свой монолог, произносит монах. Услышав который я понимаю: жизнь - это тоже трилогия.
Трилогия души, живущей в утробе мамы 40 недель, рождающейся в человеческом теле для нескольких тысяч недель жизни на земле и переходящей в новый мир, в котором подсчёт неделям - вечность.
Уже признавалась: мое отношение к фильму не могло не стать предвзятым после стольких кадров любимых Печор, но не порекомендовать фильм не могу.