Vulcan Centaur, преемник рабочей лошадки ULA Atlas V, стартовал сегодня (4 октября) в 7:25 утра по восточному времени (11: 25 по Гринвичу) после серии остановок со станции космических сил на мысе Канаверал во Флориде, начав ключевой испытательный полет под названием Cert-2.
ULA объявила полет успешным, очевидно, продолжая подготовку новой ракеты к сертификации для использования в миссиях национальной безопасности — пункт, который можно будет проверить в ближайшие недели, после того как ULA и Космические силы США получат возможность ознакомиться с данными полета.
"Я думаю, мы все действительно рады видеть, что это такой важный запуск с точки зрения нашей сертификации и того, куда мы движемся с Vulcan", - сказала руководитель программы космических сил Меган Лепьен во время прямой трансляции запуска ULA. "Это было просто огромное достижение нашей команды".
"Вулкан Кентавр" впервые совершил полет в январе этого года. Эта миссия, получившая название Cert-1, увенчалась успехом: частный лунный спускаемый аппарат "Сапсан" был выведен на высокоэллиптическую орбиту пересечения Луны, как и планировалось.
Однако "Перегрин" не долетел до поверхности Луны; вскоре после отделения от разгонного блока ракеты "Кентавр V" произошла утечка топлива, и его направили обратно на Землю, прежде чем он был уничтожен в нашей атмосфере.
Предполагалось, что Cert-2 станет первым в истории полетом Dream Chaser, роботизированного космического самолета, построенного колорадской компанией Sierra Space. Но частный транспорт не был готов вовремя к старту, поэтому ULA изменила курс, установив на Vulcan Centaur "имитатор инертной массы" и набор собственных приборов для контроля за ракетами компании вместо полезной нагрузки заказчика.
Этот сдвиг означал, что ULA пришлось оплатить весь счет за Cert-2, цена которого составляет "высокие десятки миллионов долларов", заявила журналистам генеральный директор ULA Тори Бруно на предстартовом брифинге в среду (2 октября).
У Cert-2 "буквально одна основная цель - совершить второй полет и добиться еще одного успеха", - добавил Бруно на брифинге в среду.
Эта цель, по-видимому, была достигнута, поскольку "Вулкан Кентавр", казалось, хорошо себя вел на протяжении всего полета. Ракета выполнила все основные действия по графику — например, сбросила за борт два твердотопливных ракетных ускорителя (SRB) примерно через две минуты после старта и завершила отделение ступени примерно через три минуты после этого.
Примерно через 39 секунд после старта произошел выброс материала из ракеты, как видно на видеозаписи запуска. Причиной стал отказ сопла на одном из SRB, объяснил Бруно в серии сообщений X после старта. Но, тем не менее, по его словам, Vulcan Centaur смог выполнить запланированный профиль полета.
"Ракета компенсирована, как и планировалось. Номинальная траектория. Попадание в яблочко", - написал Бруно в одном из таких сообщений.
Разгонный блок Centaur V, как и планировалось, провел два длительных запуска двигателей, второй из которых закончился примерно через 35 минут после старта. На этом основная миссия Cert-2 завершилась, хотя ULA планировала проделать еще немного работы и после этого.
"Мы собираемся провести несколько маневров с разгонным блоком, просто чтобы лучше изучить, как он ведет себя при таких маневрах, а также чтобы дать нам больше времени на эксперименты [на борту]", - сказал Бруно на брифинге в среду.
Эти маневры и эксперименты могли бы послужить основой для разработки будущей версии Centaur V, которая способна работать на последнем рубеже гораздо дольше часа или около того, что, по словам Бруно, в настоящее время является нормой для разгонного блока.
"Мы думаем, что это возможно растянуть на месяцы, и это меняет правила игры", - сказал он. "Что это позволило бы нам сделать, так это иметь возможность транспортировки в космосе для обеспечения мобильности в космосе, обслуживания и тому подобного".
Если все пойдет по плану, Centaur V отправится на орбиту утилизации вокруг Солнца после завершения этих дополнительных маневров и экспериментов, сообщил Бруно через X в среду. Затем ступень будет "пассивирована" — из нее будет израсходовано топливо и заряд аккумулятора, пока она не превратится в инертный кусок металла.
ULA проанализирует данные о полете Cert-2, затем передаст эту информацию должностным лицам Космических сил, которые проведут собственную экспертизу, сказал Бруно. Сертификация может последовать относительно скоро.
"Если миссия очень чистая, как миссия Cert-1, это происходит довольно быстро", - сказал Бруно в среду. "Я имею в виду, что это будет сделано за недели, а не за месяцы".
ULA готовится к этому короткому сроку. Компания надеется запустить две миссии по обеспечению национальной безопасности, известные как USSF-106 и USSF-87, с Vulcan Centaur до конца года. И, если все пойдет по плану, новая ракета станет важной частью напряженного 2025 года для ULA. По словам Бруно, компания планирует запустить 20 миссий в следующем году, половина из них с Vulcan Centaur, а половина с все еще действующим Atlas V.
Один из этих полетов Vulcan Centaur, вероятно, поднимет в воздух космический самолет, который изначально должен был вылететь сегодня.
"У нас есть место в манифесте 2025 года для Dream Chaser", - сказал Бруно в среду. "Это всего лишь вопрос, знаете ли, когда они будут готовы к запуску, и тогда мы поработаем с ассортиментом и другими покупателями, найдем для них свободное место и доставим их туда".
Вскоре "Вулкан Кентавр" может быть сертифицирован для выполнения задач национальной безопасности США.
Ну для чего ещё ракеты делать? Не для мирного же освоения космоса...
✯ РАДИО 24\7 - https://myradio24.com/astrax 📡
Остаёмся на связи: ✯ Telegram - https://t.me/radioastrax ✯ Космический ДАЙДЖЕСТ - https://dzen.ru/radioastrax ✯ Подкаст "Ночь на Астре" - https://radioastrax.mave.digital/