Найти в Дзене
Синема - графия

"Слишком пошло" - говорят зрители. Комедия "Брюнетка за 30 копеек" - взгляд с другой стороны

Оглавление

Вот как можно было снять такой пошлый фильм? Сергей Никоненко - глыба советского кино. Но именно он снял кинокомедию "Брюнетка за 30 копеек" 1991 года.

Сергей Никоненко - отличный актер. Он относится к тем звездным советским актерам, которые сыграли в фильмах, являющихся "золотым фондом" отечественного кинематографа.

Однажды мне довелось видеть Сергея Никоненко вживую. Это было на спектакле. Моё место было рядом со сценой, а потому до актера в буквальном смысле слова было не более трех метров. Необычное, конечно, ощущение - видел его только в кино, а потому даже как-то "похолодел", когда во время спектакля о ненароком посмотрел в зал туда, где сидел я.

Сергей Никоненко известен не только актерскими работами, но и режиссерскими.

К примеру, он снял неплохой фильм "Целуются зори". Также я могу вспомнить фильм "Цыганское счастье".

А в 90-е Сергей Никоненко снял такие известные комедии как "Хочу вашего мужа" (с Михаилом Задорновым в главной роли) и "Не хочу жениться". Снял он, конечно, больше, но именно эти фильмы мне запомнились больше всего.

Также он является режиссером фильма "Брюнетка за 30 копеек". Причем съемки проходили в то время, когда Союз еще существовал.

Пару дней назад в публикациях я вспомнил про далеко не самые хорошие комедии 90-х годов. Во время просмотра материала наткнулся на фильм "Брюнетка за 30 копеек". Возможно, я смотрел этот фильм в 90-е годы. Сюжет даже был мне слегка знаком. Но без подробностей.

- Интересно, какая же оценка у этого фильма? - решил поинтересоваться я.

Как оказалось, по Кинопоиску оценка 4,5.

Что это значит?

Обычно оценка между 5 и 6 означает, что фильм, скорее всего, не очень хороший. А 4,5 - это, мягко говоря, совсем никудышный фильм. Еще постер с Самохиной прямо говорил - "фильм - пошлый".

И вот здесь мне стало любопытно - неужели Сергей Никоненко мог снять что-то такое, что предназначено сугубо для взрослой аудитории с простейшим сюжетом и примитивной актерской игрой?

Иначе чем еще можно объяснить такую низкую оценку фильма?

Решил я почитать отзывы. В отзывах фильм ругали. Но что характерно - из десяти отзывов хотя бы два были сугубо положительные.

- Не мог мастер снять плохой фильм, - думал я.

В итоге решил сам посмотреть, чтобы убедиться.

Но вот здесь самое главное - я смотрел фильм не с точки зрения "чисто поржать", а с точки зрения тех зрителей, которые поставили фильму высокие оценки. Вдруг это вовсе не "пошлятина", а глубокая "сатира"?

Сюжет фильма

В нескольких словах я перескажу сюжет для тех, кто не смотрел.

На дворе приблизительно 90-й год. Город Валуйск испытывает потребность в финансах. Но где их взять? Деньги можно заработать. И мэр города знает, как это можно сделать. Нужно лишь открыть в городе так называемый "публичный дом".

А мы видим кадры штурма женского общежития. Но вот парадоксально - мужчины, которым нужна "женская любовь", не одиноки в своих стремлениях. Женщины в общежитии также нуждаются в кавалерах. Только вот строгий охранник не допускает кого попало в "малинник".

Как видно - спрос на услугу есть. На спросе можно заработать.

Но где же взять помещение? А для этого можно использовать здание краеведческого музея, который горожанам не особо и нужен. Им нужны другие заведения.

И всё вроде бы идет гладко - музей расформирован, "специфическое учреждение" открыто.

Есть лишь одна проблема - где взять "сотрудниц"?

Но желающих заработать быстро нашли. Чтобы не называть их никакими "срамными" словами, была придумана аббревиатура ЖБУ (женщина, бывающая в употреблении).

-2

Горожане уже ждут открытия учреждения, но тут случается непредвиденное ...

Всё дело в том, что супруга мэра была директором музея. Ей очень не понравилось, что музей закрыли. Дабы отомстить мужу, она тоже устраивается в это новое учреждение "сотрудницей".

-3

Естественно, мэр был возмущен поступком жены. И если раньше он ратовал за скорейшее открытие, то теперь он делает всё, чтобы открытия не было. В конце концов, мэр устраивается швейцаром, дабы охранять честь своей жены.

Как видно - сюжет насыщен "пикантными" ситуациями. И это еще только на словах. "Слайды" там явно говорят нам о том, что фильм предназначен для взрослой аудитории.

Наверное, сразу понятно, почему фильм получил низкие оценки зрителей.

Но давайте посмотрим на фильм с другой стороны.

А может быть это просто сатира?

В самом начале фильма мы понимаем, что мэр решил пополнить бюджет города таким нестандартным способом не от хорошей жизни. При этом язвительно употребляется слово "гласность", которое было детищем того времени.

-4

Далее мы наблюдаем картину абсурда.

Все же понимают, чем занимаются люди в таких учреждениях. В реальной жизни, конечно, такого быть и не может, чтобы вот так мэр города официально открыл "дом для утех". Выходит, что фильм превращается в фантасмагорию.

А дальше начинается то, над чем реально можно посмеяться. Организация работы учреждения превращается в обычную рутинную работу, будто бы они открывают какую-нибудь швейную фабрику или столовую. Нужны сотрудницы, нужны должностные инструкции, нужны различные комиссии, нужны разряды для сотрудников, нужно бумажное оформление процесса с учетом всех нюансов.

Причем абсолютно все воспринимают это как за самое обычное дело.

Постепенно сюжет начинает закручиваться все сильнее и сильнее, а мы можем наблюдать комичные ситуации, которые всё больше увлекают нас в действие.

В фильме присутствуют "пошлые сцены", но не откровенные. Ничего такого, что могло бы "подмочить репутацию" актрис, сыгравших в главных ролях, там нет. Намеки - есть, различные "пеньюары" - имеются, "имитации" - присутствуют. Но фильм и не предназначен для детской и подростковой аудитории.

-5

Фактически, несколько "неприличных анекдотов" и "фантастическая ситуация" соединены в один фильм.

Актеры в фильме очень известные. В главных ролях сыграли Сергей Никоненко и Анна Самохина.

-6

Во второстепенных ролях можно увидеть Виктора Ильичева, Евгения Леонова-Гладышева, Александра Пашутина, Маргариту Сергеечеву, Татьяну Агафонову.

Наверное, фильм заслуживает чуть более высоких оценок, но не стоит забывать, что это было кино своего времени.

Тогда многие известные советские режиссеры вдруг начали включать в свои фильмы "пикантные моменты". Видимо, это стало нормой. Режиссеры захотели воплотить на экране всё то, что не удавалось сделать ранее.

Если бы Сергей Никоненко снял что-то вроде "Целуются зори", то вряд ли бы зрители вообще обратили внимание на такой фильм. А вот комедия "на актуальную тему" да еще с Анной Самохиной в главной роли - это было именно то, что хотел бы видеть рядовой зритель того времени.