Найти в Дзене
РГУ им. А.Н. Косыгина

Станиславский: как актер-любитель изменил мир театра?

Оглавление

Константин Станиславский – актер, режиссер и человек, разработавший собственную систему актерского мастерства, известную во всем мире. Казалось бы, прошло уже больше 100 лет с момента его исследований. Театр стал проще, на экранах появились незамысловатые сериалы и массовые фильмы. Но его подход используют и сегодня. В статье мы расскажем:

  • Кто такой Станиславский?
  • Почему он так популярен в России и в мире?
  • Как его исследования до сих пор остаются востребованными в мировом театре и кино?

Откуда взялся Станиславский?

Начать стоит с того, что Станиславский – это не фамилия, а псевдоним. Настоящая фамилия Константина Сергеевича – Алексеев. Он родился в обеспеченной купеческой семье. У него было 9 братьев и сестер.

Семья К. Станиславского
Семья К. Станиславского

Родители Кости хоть и были промышленниками, но и об искусстве не забывали. Вся семья была неравнодушна к театру. Поэтому в Подмосковном семейном имении установили театральный уголок, где дети могли играть спектакли. Это было семейное увлечение. Трое из девяти братьев и сестер в будущем связали свою жизнь с театром. Один из них – Станиславский.

Позднее семья организовала «Алексеевский кружок», где загоревшийся театром Костя занимался с лучшими преподавателями и учился у актеров Малого театра. Через некоторое время он участвовал в создании Московского общества искусства и литературы, где служил 10 лет. За этот период он стал известным актером и заработал хорошую репутацию.

Дело жизни

Станиславский начал задумываться об открытии собственного театра по своим правилам. На первом месте для него стояло развитие понятия об интеллигентном актере, готовом подчинить свой талант интересам спектакля.

«Гениальные умы мыслят в одном направлении» Фридрих Ницше

Вторым таким гениальным умом стал режиссер и критик Владимир Иванович Немирович-Данченко. Эти двое не были знакомы лично, лишь читали друг о друге в газетах. Но их объединяло общее желание – в корне изменить театр.

-4

Инициатором встречи стал Немирович-Данченко. Он отправил Станиславскому телеграмму. В своей книге «Моя жизнь в искусстве» Константин Сергеевич вспоминает:

«В июне 1897 года я получил от него записку, приглашавшую меня приехать для переговоров в один из московских ресторанов, называвшийся „Славянским Базаром“».

Оба хотели создать театр по новым канонам. На обсуждение этих правил им понадобилось 18 часов (именно столько длилась их встреча в “Славянском Базаре”). Важно уточнить, что Немирович-Данченко на тот момент был уважаемым профессором, который уже выпускал классы. Станиславский же хоть и был популярным, но официально имел уровень любителя.

Режиссеры образовали свой театр. Первое время они ставили спектакли в подмосковном Пушкино. В труппу вошли выпускники Немировича-Данченко и актеры-любители Станиславского. Уже через 3 года в 1902 году Савва Морозов (меценат, общественный деятель и большой поклонник театра) подарил Московскому академическому театру здание в Камергерском переулке.

А. П. Чехов читает пьесу "Чайка" актерам МХТ
А. П. Чехов читает пьесу "Чайка" актерам МХТ

Театр находится там и сегодня и называется МХТ им. А. П. Чехова. На его эмблеме нарисована чайка. И это не случайно. Знаковой постановкой стала “Чайка” по пьесе А. П. Чехова. Она принесла невиданную популярность. Именно поэтому эта птица – символ театра.

Что изменил Станиславский?

Сейчас реформы Станиславского в организации театра могут показаться не требующими пояснения. Константин Сергеевич, описывая его встречу с Владимиром Ивановичем, написал:

«Вот после того, как будет заготовлено приличное помещение, приспособленное для интеллигентной жизни, можно будет предъявлять к актерам соответствующие строгие требования».

Нововведения коснулись не только базовых потребностей артистов. Впервые появилось понятие «режиссер» в привычном нам значении. Режиссер стал самостоятельной творческой единицей – автором произведения, принимающим решение по окончательному виду постановки, а не просто прямым следователем и рабом литературного текста.

Влияние системы Станиславского на мировую сцену

Исследования, которым Станиславский посвятил жизнь, стремились к «идеальному» театральному миру. Люди, учившиеся у режиссера, вспоминают, как на репетициях из зала он кричал: «Не верю!»

-6

Еще будучи актером он заметил главный недостаток театра – неправдоподобность. Актеры не стремились узнать, почувствовать, погрузиться в героя. Они механически, порой даже гиперболизировано, повторяли реплики из произведений. Именно с этим Станиславский боролся и менял. Исследователи говорят, что именно система Станиславского научила актеров жить, а не играть. Его теория базируется на 5 принципах:

1. Правда переживаний

Станиславский писал, что есть прямая связь между эмоциями актера на сцене и зрителя в зале. Чем сильнее актер чувствует реальные переживания героя, тем больше верит зритель. Станиславский учил преображаться не только внешне, но и внутренне.

2. Работа с обстоятельствами

"Почему?" – именно этот вопрос должен задать себе актер. Почему его герой испытывает эти эмоции? Актер должен прожить и понять, в каких обстоятельствах оказался его герой и почему поступил именно так.

3. «Здесь и сейчас»

Пожалуй, один из самых сложных принципов. Он заключает в умении актера проживать эмоции героя вновь и вновь. Спектакли длятся годами, но это вовсе не значит, что актер должен расслабиться. Его главная задача – не потерять ощущения.

4. Самосовершенствование актера

Актер должен держать себя в форме. Станиславский, несмотря на свой опыт, каждое утро начинал с артикуляционной разминки. Казалось бы, мэтр и основатель «нового» театра, зачем ему тратить на это время. Но он понимал, что если актер не будет улучшать себя ежедневно, то со временем он не будет чувствовать себя уверенно.

Внутреннее совершенствование заключается в насмотренности. Чем больше человек живет, тем с большими ситуациями и эмоциями он сталкивается. Задача актера запоминать новые для него ощущения и переносить наиболее подходящие на сцену.

5. Взаимодействие с партнерами на сцене

Образование душевной связи. Для актера важно не просто рассказать свою историю, но прожить ее с другим героем. Войти в органический диалог.

Мы рассказали лишь о базовых принципах системы Станиславского. Но эти истины вошли в классическое понимание театрального мастерства. Его теории изучают не только в России, но и в Америке. Актер Роберт де Ниро в одном из интервью сказал:

«Идея ансамбля, надежного контакта между всеми актерами на сцене мне очень близка. Психологическое выстраивание роли – тем более. Вы прекрасно знаете, что американские актеры работают именно по системе Станиславского, и ни по какой другой, и любят говорить об этом».