Очень интересный и изворотливый народ эти китайцы, с ними постоянно нужно быть начеку, чтобы они не сильно обманули. Обманут всё равно, кто с ними постоянно работает это знает, всё приходится перепроверять не один раз, чтобы хоть как-то минимизировать ущерб от их очередных уловок.
Так ли всё гладко с китайскими автомобилями? Нет! И сейчас расскажу, в чём подвох работы с китайцами в целом, и что не так с китайскими автомобилями, которые поставляют нам. И дело тут не в качестве.
В Китае есть 4 вида производства:
1) Иностранные заводы. Эти заводы открывают в Китае непосредственно мировые производители, как правило это известные бренды, имеющие солидную репутацию, отработанные технологии, линейку продукции, свои инженерные центры и т.д. Такие заводы управляются этими же мировыми производителями, они отвечают за качество. Такую продукцию можно смело покупать, она едва-ли будет отличаться от оригинала, выпущенного в каких-нибудь США или Германии.
Как правило, такие заводы успешно функционируют несколько лет, создают инфраструктуру, приносят в Китай технологии, налаживают производственные цепочки, проводят локализацию и дальше китайцы, выжав с очередного такого завода по максимуму, начинают свою "игру".
2) Производство по лицензии. Любой мировой гигант, создавший своё производство в Китае, нужен китайцам в первую очередь не для создания рабочих мест, а как источник развития своих технологий. Мои постоянные читатели знают, как я ругаю альянс Рено-Ниссан, и что считаю их работу в России умышленным вредительством нашему автопрому, это касается и Фольксвагена и других производителей - ничего кроме вредительства они не принесли в нашу страну за годы своего присутствия. Но мы и сами в этом виноваты. И вот опыт китайцев тут можно считать эталонным, у них ни один мировой производитель так просто не придёт и так просто не уйдёт.
Китайское предприятие покупает лицензию у иностранного производителя и по ней начинает штамповать свою продукцию, обычно под своим собственным брендом. Такая практика широко применима в производстве двигателей, АКПП, электроники.
В принципе, такую продукцию вполне можно покупать, по качеству она не сильно будет уступать оригиналу, но при этом будет дешевле.
3) Копирование чужой продукции. При этой схеме какой-то китайский производитель просто "срисовывает" чужое изделие, немного его изменяет и штампует под своим брендом. Обратный инжиниринг штука очень тонкая, это всегда куча ошибок, я уже не раз писал простую истину:
Просто так срисовать, скопировать и производить товар сопоставимого качества невозможно
При таком копировании часто упускаются детали, пытаются изменить конструкцию, чтобы не попасть в судебные тяжбы, упростить её в виду отсутствия технологий. Нельзя просто скопировать конструкцию, не понимая назначения каждого элемента, каждого изгиба, каждого отверстия и роль каждого элемента, причин выбора материала элемента. И, уж тем более, копирование конструкции без полного понимания технологии, гарантированно ведёт к ошибкам.
Касательно китайских автомобилей, поставляемых на наш рынок, можно смело утверждать - это копии известных мировых брендов, причём корявые копии. В большинстве моделей, поставляемых нам, можно сразу узнать прототип, для каких-то прототип придётся поискать, так как его может не быть на наше рынке, но он всё равно есть на мировом рынке.
Но это не главный подвох китайских авто.
4) Кустарное копирование. Если в предыдущем пункте речь идёт о серьёзных производителях, которые занимаются копированием, но при этом имеют квалифицированные кадры, оборудование, какие ни какие современные технологии, условия, производственные мощности, то тут уже речь о кустарном производстве.
Такого производства в Китае ещё боле чем достаточно, оно постепенно исчезает, но этот процесс очень медленный. Целью таких производителей является создать визуальную копию, но о качестве разговора тут не идёт. Любой специалист, получая такую пародию на продукцию, сразу поймёт, что перед ним подделка.
Зачастую таких производителей называют "Ноунэйм", то есть без имени, так как они свою продукцию обычно даже не маркируют, а маркировку уже наносит ушлый поставщик, о том, почему это происходит, напишу чуть ниже. А пока спешу успокоить - в китайских автомобилях, которые попадают на наш рынок, не какой кустарщины нет однозначно. Всё либо произведено на иностранных предприятиях, либо по лицензии, либо нормальный китайский бренд, имеющий достойное оснащение производства.
Поставщик и производитель - интересная связка, таящая кучу сюрпризов
Чем отличается китайская модель торговли от нашей, так это наличием поставщика и производителя, и зачастую это совершенно разные организации. Если у нас производитель, при желании, может выступать и поставщиком в другие страны, то у китайцев не всегда.
У китайцев далеко не все производители имеют право осуществлять международные поставки своей продукции самостоятельно, и обязаны это делать через специализированные организации. Мы, как потребители, не всегда можем работать с производителем, иногда нам приходится обращаться к посреднику-поставщику. И такие посредники часто обманывают. К примеру, покупаешь у такого поставщика первую партию, и он поставляет продукцию 2 или 3 вида производства, что, в принципе, будет иметь нормально качество. Но в следующий раз этот же поставщик уже продаст конкретную кустарщину.
Ну и тут сразу скажу - с поставкой автомобилей такого не происходит, у китайских авто, поставляемых на наш рынок, просто нет кустарных копий, да и так рисковать не будет не один поставщик, если вдруг отгружает не сам производитель.
Очень сомневаюсь, что в китайских авто есть хоть какая-то кустарщина и подделка, даже исключаю это. Максимум плохого, что есть в китайских авто - корявое копирование с мировых брендов. Но, правда, этого более чем достаточно, чтобы на выходе получать проблемную машину, имеющую "детские болезни" и быстро ржавеющий кузов.
А что покупают сами китайцы?
Вашему внимаю небольшая таблица, в которой представлен Топ 10 китайских авто на российском рынке и какому месту они соответствуют на китайском рынке.
Как видите, тройка лидеров китайских авто на российском рынке не так уж и популярна на китайском рынке. Из нашего Топ 10 в Китае популярны только две марки, но у нас они слабо распространены.
Честно, не знаю с чем это связано, но даже элементарный анализ нам говорит о том, что китайцы нам продают то, что сами покупать не особо спешат. Это примитивный список, есть в Китае и премиальные авто, о которых в России мало кто слышал, их китайцы продавать тем более не спешат.
Вероятнее всего продажа непопулярных китайских марок в Россию как раз и связана с тем, что в самом Китае они не пользуется таким спросом, как, например SAIC, и им приходится искать новые рынки сбыта. Тот же самый FAW видать очень не плохо чувствует себя на китайском рынке, если не стремится войти на наш рынок также агрессивно, как это сделали тройка лидеров по продаже в нашей стране.
Также из Топ 10 на китайском рынке к нам совсем мало поставляется машин марок BYD, GAC, BAIC, зато у нас есть маловостребованные в китае JAC, Lifan, Haima.
А ещё, глядя на китайские авто и их состояние через 2-3 года, складывается впечатление о том, что китайцы просто проводят эксперименты на нашем рынке за счёт покупателей.
Китайцы своей выгоды никогда не упустят! Делайте выводы!
Спасибо за внимание!