Найти тему
Уроки Марьи Искусницы

Исория русской гампластинки

Продолжаем путешествие в машине времени по страницам старых газет.

В 1877 году великий американский изобретатель Т. Эдисон случайно уколол палец иголкой во время своих опытов. Результатом этого стал фонограф - прибор, механически записывающий и воспроизводящий звук. Запись звуков в фонографе происходит посредством нанесения острой иглой бороздок с зазубринами на поверхность вращающегося цилиндра -валика, покрытого мягким воском.

В 1888 году появляется аппарат для записи другого типа. Инженер Эмиль Берлинер заменил валик диском. Это был прообраз грампластинки, пластинки цинковой, на которую гравировкой наносилась фонограмма.

Первые граммофоны были очень и очень несовершенны - не было пружины, звук прослушивался в наушниках и был чрезвычайно слаб, мембрана имела весьма примитивное устройство. Однако с 90-х годов XIX века граммофон, несмотря на недостатки, постепенно получил громадное распространение и, разумеется, инженеры всех стран, в т.ч. и России, бились над улучшением звуковоспроизведения и добивались больших успехов.

Со временем рупор граммофона стал скрытым, т.е. перебрался во внутрь корпуса (не у всех фирм), сильно улучшилось звуковоспроизведение за счет изменения мембраны, расположения иглы в ней.

Слово “граммофон” было запатентовано, поэтому фирма предлагала свою модель граммофона со своим оригинальным названием. Состоятельные люди, заходя в крупные магазины, видели на прилавках триплофоны, эолофоны, патефоны (продукция французской фирмы “Патэ") и другие настольные и даже напольные разновидности граммофона.

Но, конечно, качество звука в первую очередь зависело от материала, из которого штамповалась пластинка, она же “черное солнце”, “черный блин”, “рекорд”. В условиях жестокой конкуренции фирмы засекретили состав массы, но сейчас известно, что использовался шеллак, весьма дефицитный компонент, шифер, органические смолы, зола и другие добавки. Когда в быту стала использоваться пластмасса - это уже 20 - 30-е годы XX века -грампластинки стали штамповать из поливинилхлорида. После второй мировой войны пластмасса стала употребляться более высокого качества и, естественно, в 50 - 60-е годы улучшилось звуковоспроизведение: исчезли шумы, звук стал более нежным, певучим, мягким, с большой полосой воспроизводимых частот.

Сейчас мы привычно переворачиваем пластинку на другую сторону, слушая музыку, и не подозреваем, что до 1903 года пластинки имели одностороннюю фонограмму. На оборотной стороне был виден оттиск фирменной эмблемы.

Какие же фирмы существовали в России? К сожалению, первая грамзапись на русском языке была сделана в Ганновере, а два года спустя прошла первая запись в России. И только в 1902 году Британское акционерное общество “Граммофон” открыло в Риге завод. Восточнее Риги простирался пустой русский рынок, алчущий услышать “говорящую машину”.

Приглашались знаменитые певцы, артисты театров. В первых годах XX века состоялся дебют Ф. Шаляпина в грамзаписи. Некоторые записывались в различных фирмах под разными псевдонимами. Артисты весьма недурно зарабатывали, фирмы же, разумеется, процветали. К 1915 году в Российской Империи функционировало шесть крупных заводов грамзаписи - “Граммофон”, “Электрофон”, “Сирена гранд рекорд", “Экстрафон”, "Орфеон” РАОГ (Российское акционерное общество граммофонов) и несколько более мелких.

В 1915 году производство грампластинок перевалило за 20 миллионов штук в год!

В 1917 году фирмы выпускали наряду с музыкой также речи П. Милюкова, А. Керенского и других ведущих политиков Российской Демократической Республики, провозглашенной 1 сентября 1917 года.

В1919 году вся граммофонная промышленность была национализирована. Русский граммофон получил такой удар, что заводы долго не работали, а в магазинах можно было купить пластинки времен царской России или отпечатанные в первые советские годы, но со старых матриц. Граммофонное дело находилось в летаргическом сне, Центропечать выпускала только пластинки с записью речей Ленина, Троцкого, Луначарского и других вождей Советской России.

Со второй половины 20-х годов заводы, причем далеко не все, стали оживать. Вновь в русских домах и избах зазвучала музыка - вальсы, оперы, модные фокстроты. В 1930 г. появляется электрозапись.

Качество пластинки резко поднялось вверх. Увеличились тиражи, магазинные полки постепенно заполнились разнообразными пластинками. Основную продукцию давали Ногинский и Апрелевский заводы. Но никому не была нужна грампластинка. То опекал заводы “Музтрест”, то Трампласттрест", то Наркомтяжпром... Перекидывали, как футбольный мяч.

Началась война, и огромную моральную поддержку оказывал воинам небольшой черный диск с голосом Шульженко или Утесова.

По окончании войны все советские заводы были оснащены более современным оборудованием, вывезенным из Германии в 1946 -1948 годах в счет репараций. В результате этого уже в 1948 году появляется первая долгоиграющая пластинка. 33 оборота в минуту! Это было очень необычно для тех времен. В продаже появились целые оперы, а не отрывки, целые симфонии, а не кусочки. В те годы можно было купить такие записи произведений мировой классики, какие в более позднее время почему-то не выпускались.

В конце 50-х - начале 60-х годов появляется стереодиск. Новое чудо в грамзаписи - эффект присутствия - очень поражал. Стереопластинки стали штамповать во всех странах мира и в СССР. В это же время появляется гибкая грампластинка, начинает выходить звуковой журнал “Кругозор", благополучно скончавшийся в 1992 году.

После начала реформ в 1992 году в продаже появились компакт-диски для лазерных электропроигрывателей российского производства Видимо, обычная пластмассовая граммофонная пластинка уходит в небытие...

Что век грядущий нам готовит?

И. Заложнев.

Статья "История русской грампластинки" газеты "Алапаевская искра" №69 от 10 июня 1995г