История о том, как безумные ночи Парижа родили великого художника.
В сердце Парижа — там, где раздаются звонкие удары каблуков по брусчатке и кричат уличные торговцы, в конце XIX века жил мальчик. Ему не суждено было быть признанным с рождения — Морис Утрилло был незаконнорожденным сыном богемной художницы и натурщицы Сюзанны Валадон.
Вокруг неё крутились самые знаменитые мужчины эпохи, от Тулуза-Лотрека и Ренуара до Дега. Однако имя отца Мориса так и не было официально названо, что лишь усугубляло его судьбу — внебрачные дети тогда были пятном на репутации.
Когда мальчику исполнилось восемь, его усыновил иллюстратор Мигель Утрилло, что породило занятную шутку. Будто Сюзанна сначала пришла с младенцем к Ренуару, но тот сказал, что цвет ребенка ужасен, и он никак не может быть от него, тогда Сюзанна отправилась к Дега, но тот тоже отказался, сославшись, что ребенок недостаточно грациозен, чтобы быть его творением. Тогда Мигель Утрилло заявил, что для него будет большой честью поставить свою фамилию на работе Дега или Ренуара и усыновил мальчика.
Но, по правде говоря, те, кто знал Мигеля Утрилло, говорили, что Морис поразительно похож на Мигеля.
Мальчику так не удалось обрести отца, вскоре после усыновления Мигель женился и уехал.
Детство Мориса было сложным. Монмартр, этот безумный и дикий квартал, где обитали художники, поэты и преступники, стал его домом и тюрьмой одновременно. Там каждый метр был пропитан духом творческого безумия, там поэты писали свои сонеты под светом газовых фонарей, а художники погружались в опасные глубины абсента.
Певец Монмартра
Мать Мориса, утомленная своими жизненными трагедиями, так и не смогла дать ему ни тепла, ни стабильности. Бабушка лечила мальчика от нервных приступов красным вином, и к двенадцати годам Морис упивался до бесчувствия.
В тринадцать он был исключен из школы за алкоголизм. В восемнадцать он был впервые помещен в санаторий, с которого началось его бесконечное путешествие по психиатрическим больницами и санаториям.
Чтобы отвлечь сына от алкоголя, Сюзанна начала учить его рисовать. Это было довольно оригинально в ее исполнении - в награду за готовую картину Морис получал пару бокалов вина.
Сюзанна Валадон была сама по себе уникальной фигурой. Художница-самоучка, прошедшая путь от циркачки до муз самых известных живописцев своего времени, она обладала суровой красотой и непреклонным характером. Её работы всегда отличались дерзостью и неожиданной нежностью. Но её главной работой — пусть и самой болезненной — был Морис.
Она любила его, но как художник, а не как мать. Она вкладывала в него свои амбиции и разочарования. Каждый его провал бил по её тщеславию, каждая его картина была вызовом её собственному таланту. Но именно эта взрывная смесь страстей и отчуждения, этот болезненный дуэт творческих натур сделал Мориса тем, кем он стал — художником, которого невозможно было не заметить.
Их отношения напоминали туго затянутую нить, которая в любой момент могла оборваться. Сюзанна видела в Морисе как зеркало своих собственных разочарований. Он же, пройдя сквозь годы борьбы с алкоголизмом и собственным психическим состоянием, обрёл славу.
Его картины, которые сначала никто не принимал всерьёз, стали отражением внутренней тоски и запутанного мира, где границы между реальностью и абсентом смазывались. Он писал старые дома, пыльные улочки, запущенные дворы — и каждый мазок был как болезненное напоминание о его собственных шрамах. Эта жуткая меланхолия, заключённая в его работах, создала стиль, который невозможно было не заметить.
В 1915 году состоялась его первая выставка, а в 1927 году он получил орден Почетного легиона. За свою жизнь Утрилло написал более 3500 картин. Он умер в 72 года в Даксе, Франция.