Найти тему

Исследование: регионы сохранят больше бюджетных средств

12 июля Владимир Путин подписал закон, предусматривающий списание двух третей задолженности российским регионам. Ранее с этим предложением президент выступил во время ежегодного Послания Федеральному Собранию Российской Федерации.

Как это улучшит положение регионов – изучила Ольга Сучкова из Института прикладных экономических исследований Президентской академии.

🔎 Если кратко, то высвободившиеся средства субъекты РФ смогут направить в свою экономику и потратить на реализацию инфраструктурных проектов.

Регионы, где большую часть долга составляют бюджетные кредиты, считаются «нерыночными». Это означает, что они не могут получить деньги на рынке (от банков или покупателей облигаций). Им приходится обращаться за помощью к федеральному бюджету, фактически перекладывая часть своих расходов на него. Кроме того, у них недостаточно опыта в управлении долгом.

С 2014 по 2023 год российские регионы активно заменяли свои долги по ценным бумагам на бюджетные кредиты. Это привело к значительному снижению доли частных долгов до 21% и увеличению доли бюджетных кредитов до 77,8%. Общий долг регионов увеличился до 3,22 триллиона рублей, но его реальная стоимость, учитывая инфляцию, осталась примерно такой же, как в 2010-2013 годах.

«Подобная динамика в разрезе видов долговых обязательств свидетельствует о переходе российских регионов к преобладанию «нерыночного» способа финансирования дефицита бюджетов», – отмечает эксперт Президентской академии.

Эксперты считают, что для большинства российских регионов доля бюджетных кредитов не оказывает существенного влияния на финансовую стабильность. То есть она не влияет на то, насколько легко региону будет управлять своим бюджетом при увеличении долговой нагрузки. Однако есть исключение: кластер регионов с развивающейся экономикой, который сильно зависит от федеральных трансфертов.

После 2021 года используются инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК), чтобы стимулировать региональное развитие. Такие кредиты выдаются под 3% годовых сроком минимум на 15 лет.

Несмотря на увеличение долгов, нагрузка на бюджеты регионов снижается. Это значит, что регионы могут легче справиться с долгами, потому что их доходы растут быстрее, чем сами долги.

«Списание регионам долгов по бюджетным кредитам снизит долговую нагрузку бюджетов регионов и высвободит дополнительные средства. В то же время это создает негативные стимулы для регионов, поскольку в результате «поощряются» регионы с более низким уровнем бюджетной дисциплины в прошлые периоды, а не те регионы, которые продемонстрировали ответственное управление долгом. В связи с этим необходимо осуществлять контроль за эффективностью расходования бюджетных средств как в целом, так и по отдельным сферам, таким как проекты в ЖКХ и образовании», – отметил автор исследования.

Таким образом, из-за вероятных проблем с доступом к рыночным заемным ресурсам сохраняется возможность для ряда регионов изменения структуры долга в пользу накопления бюджетных кредитов.