Перед советскими авиаконструкторами всегда стояла задача, как минимум создавать самолёты не хуже, чем самолёты враждебных капиталистических государств, а как максимум... Впрочем, убедитесь сами на что были способны талантливые советские разработчики.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше материалов о необычном вооружении и военных технологиях.
В начале 1930-х годов в воздухе витала идея так называемых «подводных крыльев» – специальных самолётов для подводных лодок. За реализацию этой идеи в СССР взялся конструктор И.В. Четвериков, который в 1934 году создал свою модель – самолёт-амфибию СПЛ, который предназначался для использования на подводных лодках серии «К».
Конструкция двухместной машины состояла из сварных труб, дерева, фанеры и полотна. Над всем сооружением водрузили двигатель с тянущим винтом. Но самое главное, конструкция была складывающейся. Крылья складывались вдоль фюзеляжа, мотор откидывался назад, и даже частично убиралась хвостовая часть. Разобрать-собрать самолёт можно было всего за 3-5 минут.
Для взлёта и посадки самолёту не требовались катапульта и кран. Взлёт и посадка осуществлялись, когда корпус лодки погружался под воду.
В сложенном состоянии самолёт помещался в контейнер-ангар 7,5 метров длиной и диаметром 2,5 метра, который мог бы крепиться на подводной лодке. Но к сожалению, моряки не смогли сделать подходящий ангар и идея подводного самолёта так и осталась реализованной лишь наполовину.
В апреле 1936 года в недрах ленинградского Научно-исследовательского авиационного института появился проект уникального двухместного самолёта НИАИ РК с раздвижным крылом.
На самолёте использовалось телескопическое крыло, при котором его секции большего сечения и площади выдвигались над исходным крылом. Самолёт РК имел шесть секций постепенно увеличивающегося размера, выдвигающиеся наружу из фюзеляжа в соответствии с требованиями пилота. При этом каждая секция вытягивала за собой последующую. Зачем это было нужно?
Всё элементарно, при взлёте или посадке самолёту необходима большая подъёмная сила и чем больше крыло тем больше эта сила. И напротив, когда самолёт находится в воздухе, большое крыло создаёт дополнительное сопротивление и соответственно скорость самолёта из-за этого снижается. И на самолёте РК эти проблемы были решены самым очевидным образом.
Дело оставалось только за специально рекомендованным двигателем для самолёта. Но его так и не сделали и самолёт РК так и остался недостроенным.
Попытки оснастить самолёты шасси на воздушной подушке предпринимались в СССР с 1939 года. Однако впечатляющих результатов удалось добиться лишь в 1970-е годы – чтобы придать новому Ан-14 преимущество, советские конструкторы добавили несколько модификаций, и вот тут-то и появился Ан-14Ш.
Гигантская воздушная подушка, была прикреплена прямо к днищу самолёта. Вместо шасси под фюзеляжем, по сути, был установлен катер на воздушной подушке. И это, безусловно, улучшило посадочные возможности Ан-14Ш, позволив ему садиться на воду, болота, лёд, и практически в любом месте.
На испытаниях самолёт прошёл на воздушной подушке около 700 км. При этом, зазор между поверхностью и гибким ограждением составлял 6-10 мм.
И всё бы хорошо, да только пилоты-испытатели жаловались, что нужно знать, как управлять самолётом, когда он находится на земле, а сама система управления воздушным судном на воздушной подушке занимает большую часть самолёта, снижая его максимальную полезную нагрузку и нарушая аэродинамику.
Испытания продолжались до 1986 года, но похоже результаты оказались неубедительными, и проект был закрыт.
Смотрите ещё больше материалов о необычном вооружении и военных технологиях на Boosty
Спасибо, что дочитали статью до конца, значит было интересно, или как минимум любопытно)))
Если вы ещё не поставили лайк–поставьте лайк!
Если вы ещё не подписались на канал–подпишитесь!
Если вам есть, что сказать–оставьте комментарий!
Поддержите нас в Telegram.
Всем хорошего дня, и до новых встреч!
читайте также наши подборки:
Подборка «сумасшедшего» оружия.
Средства Самообороны и Выживания