Жизнь учителя - это своего рода эпизоды приключенческого романа. С той лишь разницей, что в книгах ты с замиранием сердца следишь за тем, как главный герой ловко обходит все трудности и борется с врагами, даже не глядя на пузырёк с валерьянкой, а в реальной жизни этим героем становишься ты, только вот никакие суперсилы тебе не помогают, а твоё главное оружие - не меч, а собственные мозги.
Итак, Вася. Огромный запас энергии, неудержимое желание что-нибудь сотворить и полное отсутствие раскаяния. После того как урок английского едва не закончился вызовом врача, мы назначили совет профилактики. И надо же было такому случиться: Вася заболел. Причём на следующий же день после своих танцев на уроке. Но это по официальной версии. По неофициальной - сидел у бабушки в деревне, ждал, пока буря утихнет. Совет отменили.
Неделю в классе было спокойно, а потом вышел Вася. Повисел на чердачной лестнице, кого-то отлупил, снёс парочку уроков, поплевал ластиком в одноклассников. Назначаем новый совет. Тут выясняется, что мама его прийти не может, потому что болеет. И папа не может. Переносим.
Вася дурит дальше. Начинаются кукареканья и блеянья на уроках, совершенно невменяемое поведение (замечания не слышит, наказания по типу общественно полезного труда превращаются в цирк). Назначаем следующий совет.
Теперь в школу не хочет идти мама второго мальчика, который тогда тоже дрался портфелями. И если здесь помогло упоминание органов опеки, то с мамой Васи не спабатывало ничего: она просто не брала трубку и не отвечала на сообщения.
А тут ещё накануне вечером выяснилось, что завуч на совет прийти не может. Опять. И сказала мне это почему-то соцпедагог, а не завуч.
Тараканы вставили в проигрыватель диск с записью нашего весеннего совета профилактики, который так и прошёл: без завуча, с надеждой на исправление ребёнка и моими сорванными нервами. Безрезультатно прошёл, проще говоря. А тут ещё соцпедагог перед предыдущим несостоявшимся советом пела песенку на тему "Зачем Вам учёт? Ох, как я не хочу его ставить...Как вообще разница, стоит он или не стоит?" В общем, ситуация грозила повториться в точности до кадра.
Утром я отправилась к тому завучу, который не может прийти на совет. Спросила, кто из администрации уполномочен её заменить. Узнала, что все уезжают на совещание, остаётся только один человек - Мария Геннадьевна.
В нашей школе имя Марии Геннадьевны всуе не упоминают. Сама она шутит, что у неё на двери висит табличка "Зверь", ибо к ней тянут самых отъявленных хулиганов для проведения профилактических бесед. Знаете, при всём том, что я регулярно её не понимаю, скажу честно: на совете профилактики она была великолепна. А мне, когда я поймала её утром во время дежурства, отказывать не стала.
Практикантка ведёт урок, я пытаюсь дозвониться до мамы Васи. На сообщения не отвечает, звонки не проходят. Иду к соцпедагогу, объясняю ситуацию.
- А давайте перенесём! Подумаешь, не придут инспектор ПДН и папа второго мальчика! Мы ведь здесь! Проведём в другой день.
- Мы ничего переносить не будем! - начала закипать я. - Хватит. Есть я, есть психолог. Будем представлять ребёнка. Доказательства, что звонили? Я детализацию звонков запрошу ради такого случая.
Пошли к Марии Викторовне (заместителю директора) решать, что делать. Додумались даже до того, чтобы к Васе домой сходить. Но решилось всё куда проще: маме позвонила соцпедагог. Трубку человек снял мгновенно.
- Вы сообщения и звонки классного руководителя видели?
- Ой, вот сейчас да, вижу...
...Спустя два с половиной часа я вышла из учительской. На лавочке в коридоре меня ждали Светка и наш психолог. Я пристоилась между ними.
- Ну, что там? - спросила Светка.
- Поставили, - ответила я и сама не поверила. - Поставили на школьный учёт.
...Высказались все. И папа девочки, которую тогда обтоптали ногами (он очень доступно объяснил, куда и какие бумаги он напишет в случае, если ребёнку будут нанесены телесные повреждения); и моя коллега по биологии; и психолог (она потом ушла вести занятия, поэтому слышала не всё), и инспектор ПДН, и соцпедагог, и завуч, и я, чего уж тут греха таить. Всё это время Вася (зная, что мы 5 минут назад камеры смотрели!!!) рассказывал свою, только ему известную версию событий. Раскаяние не выражал.
Мама? Защищала ребёнка, говорила, что его провоцируют. На мой вопрос, что его спровоцировало мяукать на математике, ответить не смогла. И сам Вася тоже не смог.
- С понедельника пойдёшь учиться ко мне в 4 класс, - сказала Мария Геннадьевна Васе в конце совета. - Комплект учебников я тебе лично возьму в библиотеке. Одна неделя, и больше ты на уроках шалить не будешь. Думаешь, я шучу? Номер телефона мне ваш дайте, - это уже маме. - Зачем? Расписание новое пришлю. Для 4 класса. А ты иди в мой кабинет, парту себе выбери. Посмотришь заодно на своё новое место учёбы. Иди-иди.
- Вы лучше тут его сами воспитывайте, а мне шлите инструкцию, что дома сделать, - сказала мама, заполняя документы. - А то я не набегаюсь каждый день сюда.
Знаете, на моей памяти это был первый случай, когда у соцпедагога сдали нервы и она позвонила себе высказаться...
В пятницу Вася был белый и пушистый. Народ, видя, что он не агрессивный, даже в игры его брал. И кабинет Вася со всеми помыл, и на уроках ровно сидел. Идеальный ребёнок. Не знаю, надолго ли, но зато другие дети, видя, что виновника постигло наказание, притихли.
Партия доиграна. Ценой моих нервов, слёз в том учебном году, непринятия того, что люди могут грязно играть в свою пользу. Я многому научилась. Прочитала книжку про то, как обходить языковые манипуляции, перестала слепо доверять людям и начала ещё строже отбирать тех, кого подпускаю близко. И усвоила главный, как мне кажется, урок: никогда не сыграю такую партию с кеми, кто мне доверяет.
Если вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Давайте учить вместе!
P.S. Почему мне было важно поставить Васю на учёт? Во-первых, перестали действовать вообще какие-либо меры наказания. Во-вторых, начали откровенно хамить в сообщениях родители этих двух мальчиков. Они белые и пушистые, училка - дура, дети - цветы жизни. В-третьих, у меня есть 2 товарища с нарушениями развития (и если у одного всё корректируется, им занимаются, а всё, что его выдает, - это поведение на переменах, то второй норовит каждый раз после двоек обрубить мне компьютер. Там никто и ничего не лечит, видимо, считая, что само пройдёт). То есть мне без Васи сложностей хватает. А если быть совсем честной, то в моей голове была незакрытая ячейка после того года, и мозг требовал доиграть в эту игру, вновь выйдя на шахматное поле вместе с соцпедагогом. Доиграла, но, сами понимаете, это вновь не точка, а красная строка нового предложения.