Найти в Дзене
лизины словеса

Унижение поэта или гениальная интерпретация?

Оглавление

Противоречия фильма «Троя» В. Петерсона и поэмы «Илиада» Гомера

Противоречия «Трои» и «Илиады»
Противоречия «Трои» и «Илиады»
– Кто ты, воин?
– Ахиллес, сын Пелея

Мы продолжаем наше стремительное погружение в античные времена, и на этот раз мы рассмотрим ну очень затейливый вопрос – мы выявим все неточности легендарного фильма «Троя» и исторической поэмы Гомера «Илиада».

Я была одной из многих, кто читал поэму Гомера ещё в начальной школе, и толком ничего оттуда не запомнил, поэтому для анализа данного вопроса мне необходимо было проштудировать статьи, краткие содержания и я даже добралась до видео-разборов, чтобы проникнуть в глубокие подкорки своего мозга и вычленить оттуда всю информацию о забытом произведении и почерпнуть новую. Кроме того, чтобы начать исследование, мне нужно было посмотреть фильм «Троя» – концентрат боевика и мелодрамы, повествующий об осаде одноимённого города могучими воинами во главе с Ахиллесом.

Вы наверное спросите…

…А причём тут этот фильм и поэма Гомера?

Ответ лежит на поверхности, ведь фильм частично является экранизацией «Илиады». Только и загвоздка в том, что с книгой совпадения минимальны. Для меня фильм был слегка затянутым, так как я не любитель подобных жанров, но всё же смотреть на эпичные сражения стало достаточно интересно через какое-то время.

авторская обложка к анализу «Трои» и «Илиады»
авторская обложка к анализу «Трои» и «Илиады»

Вы можете также ознакомиться с моей очередной обложкой к написанному. Мне захотелось сделать что-то в духе арт-хауса, и при этом с долей юмора. Именно поэтому на обложке красуется надпись, изображённая в виде мыслей Гомера – «Петерсон, ты дурак?» (Вольфганг Петерсон – режиссер фильма «Троя»).

читай разбор ниже!
читай разбор ниже!

Почему фильм «Троя», вдохновлённый поэмой Гомера «Илиада», имеет много неточностей по отношению к произведению?

Фильм «Троя», снятый Вольфгангом Петерсеном и вышедший на экраны в 2004 году, стал одним из самых масштабных и популярных кинопроектов, посвящённых древнегреческой мифологии и событиям Троянской войны, а сама картина была основана на древнегреческой поэме Гомера «Илиада». Однако, несмотря на свою эпичность и визуальное великолепие, фильм наполнен множеством неточностей и отличий по сравнению с литературным оригиналом. Рассмотрим ключевые расхождения между фильмом «Троя» и «Илиадой»:

  • Искажение времени событий

Одним из самых ярких несоответствий является временной масштаб событий. В «Илиаде» осада Трои длилась десять лет, а действие поэмы охватывает несколько недель последнего года войны. В фильме же кажется, что война длится всего несколько месяцев, что искажает восприятие длительности и тяжести происшествия.

  • Смерть Агамемнона

В фильме Агамемнон умирает прямо в Трое, будучи убитым Брисеидой. Это сильное отклонение от мифа, где его судьба развернулась после возвращения на родину. Согласно греческим мифам, Агамемнон был убит женой Клитемнестрой и её любовником Эгистом. Это событие имело важное значение для мифологического наследия и стало основой для множества трагедий, таких как «Орестея» Эсхила.

  • Судьба Ахилла

В «Илиаде» Ахилл, один из главных героев эпоса, погибает не на поле боя, как это показано в фильме, а намного позже, уже после гибели Гектора. В фильме его убивает Парис, попадая стрелой в пятку, что является популярной версией мифа о слабом месте Ахилла. Однако в «Илиаде» его смерть не описывается, а его знаменитая «пята» даже не упоминается.

  • Натура персонажей

Некоторые персонажи в фильме существенно отличаются от своих литературных прототипов. В первую очередь это Парис, который в «Илиаде» показан как трусливая и легкомысленная личность, тогда как в фильме он изображён более благородным и сострадательным. Он активно сражается за честь Елены, в то время как в поэме его неуверенность и нежелание сражаться становятся причиной насмешек.

  • Отношения Ахилла и Патрокла

Одной из ключевых тем «Илиады» является глубокая связь между Ахиллом и его близким другом Патроклом. Гомеровская поэма предполагает особую эмоциональную близость между ними, что дало повод для предположений о том, что их отношения имели романтический характер. В фильме «Троя» же Патрокл изображён как младший кузен Ахилла, и их связь сведена к семейной привязанности, что снижает эмоциональную глубину их взаимодействия.

  • Троянский конь

Сцена с деревянным конём — одна из самых знаковых в мифе о Трое, и она также представлена в фильме. Однако в «Илиаде» это событие отсутствует. Описание троянского коня встречается в другой Гомеровской поэме — «Одиссея» и в произведении Вергилия «Энеида». Фильм использует это событие, как кульминацию сюжета, хотя оно не относится к основным событиям «Илиады».

  • Причастность богов к сюжетной линии

В «Илиаде» большое внимание уделяется участию богов в событиях войны. Афина, Аполлон, Афродита, Зевс и другие божества активно вмешиваются в ход битвы, помогают или вредят героям. В фильме же элемент мифологии почти полностью исключён — боги играют символическую роль и не принимают непосредственного участия в сражениях. Это кардинально меняет восприятие войны, делая её более реалистичной, но одновременно упрощая философскую и религиозную глубину, присущую поэме Гомера.

  • Мотивация Елены

В фильме Елена представлена как жертва обстоятельств, которая сбежала с Парисом ради настоящей любви. В «Илиаде» же её образ гораздо сложнее: она понимает, что её действия привели к войне, и неоднократно выражает сожаление. В поэме она неоднозначна, а её образ раскрывается через противоречивые эмоции и поступки, в то время как в фильме её мотивации упрощены до романтической линии.

Фильм «Троя», хотя и вдохновлён «Илиадой» Гомера, в значительной степени упрощает и изменяет сюжет классической поэмы. «Троя» предлагает зрителям захватывающую и интерпретированную версию древнегреческого эпоса, однако отступает от оригинала во многих ключевых аспектах. Режиссёр выбирает реалистичный подход, сводя мифические элементы к минимуму и сосредотачиваясь на политических и личных мотивациях героев. Несмотря на свою развлекательную ценность для массового зрителя, кинокартина оставляет ощущение, что истинная глубина и сложность Гомеровской «Илиады» остались без должного внимания. В стремлении сделать фильм доступным для широкой аудитории потеряны многие важные аспекты древнегреческого эпоса, включая философские размышления о судьбе, чести и воле богов.