Здравствуйте, дорогие друзья! С вами Максим!
Сегодня мы затронем тему, которая может быть интересна как профессионалам, так и тем, кто только начинает свой путь в мире квадроциклов.И сегодня мы поговорим о палённых ремешках и пробитых крышках вариатора, в паре с сцеплением в масляной ванне. Профи уже догадались о чём пойдёт сегодня речь, ну а если вы всё же не понимаете разницу, давайте устроимся поудобнее, включим режим чтения в браузере и начнём погружение в мир квадроциклетных вариаторов!
И так начнём. Есть множество разных видов и типов трансмиссии на квадроциклах. На хондах например зачастую ставят полноценные АКПП с гидротрансформатором. Ямаха прикрутила условно кулачковое сцепление к коленчатому валу. BRP вообще без сцепления всё как то крутят и едут. Поларисы где-то между. А на некоторых детских квадриках, вообще стоит лапка переключения МКПП с ручкой сцепления.
Существует множество вариаций, некоторые из них хорошо зарекомендовали себя, в то время как другие уже не соответствуют современным требованиям. Однако сегодня я хочу рассмотреть два основных направления:
1. Вариатор с сцеплением.
2. Вариатор без сцепления.
Вариатор с сцеплением.
Итак, в вариаторе с сцеплением всё устроено просто. Это устройство уже давно не ново, но оно надёжное и долговечное.
Расписывать сам принцип действия вариатора не хочу, просто процитирую:
Клиноременной состоит из двух раздвижных шкивов и натянутого между ними ремня. Один шкив соединен с двигателем, и является ведущим, второй, ведомый, — с ведущими колесами. Шкивы, как уже говорилось, раздвижные, то есть, состоят из двух половинок. Если половинки шкива сближаются, ремень выталкивается наружу, если раздвигаются, ремень проваливается внутрь. Изменение радиусов, по которым вращается ремень, происходит синхронно — когда один шкив увеличивает радиус, другой его уменьшает. В итоге плавно изменяется передаточное отношение: пока радиус ведущего шкива меньше, чем ведомого, имеем пониженную передачу. Если радиусы равны — передача прямая; если же ремень на ведущем шкиве вращается по большему радиусу, чем на ведомом — получаем повышенную передачу.
А теперь вернёмся к сцеплению...
Принцип работы этого варианта основан на законах физики, которые используются в небольших скутерах, но реализован несколько иначе.
На коленчатый вал жёстко закрепляется сцепление, а напротив него, на крышке двигателя, устанавливается вал с колоколом. Этот вал выходит в сторону вариатора, который называется ведущим. С другой стороны колокола расположено сцепление.
Когда двигатель работает на холостом ходу, центробежной силы недостаточно, чтобы кулачковое сцепление разошлось и соединилось с колоколом. Но как только мы увеличиваем обороты двигателя, под воздействием центробежной силы кулачки в сцеплении расходятся и входят в зацепление с колоколом. Таким образом, обеспечивается плавная передача крутящего момента.
Отсутствие резких нагрузок на вариатор и наличие сцепления, которое как бы гасит все рывки, делает старт квадроцикла мягким и плавным. За счёт того самого сцепления, и получается что вся нагрузка идёт на сцепление внутри ДВС, которое кстати в масляной ване и охлаждается тем самым. Поэтому при выборе масла для двигателя важно учитывать, есть ли сцепление в масляной ванне.
Именно потому, что ремень в вариаторе со сцеплением выполняет роль по-сути простой передачи крутящего момента на колёса, компания Yamaha предоставляет 10-летнюю гарантию на свой ремень вариатора.
За годы использования техники с вариатором с сцеплением у меня не было ни одного случая поломки, связанного с ремнём, вариатором или сцеплением. Конечно с дуру можно сломать всё что угодно, и по сути самый нагруженный узел тут именно сцепление, но за счёт охлаждения в масле, это настолько ресурсный узел, что его замена происходит на пробегах около 15 000 километров.
Беру по опыт владения 2-мя 700-ми гризликами. Я даже к замене не доездил, и всё было отлично. Ни одного сожжённого сцепления.
Минус данной схемы в ограничении передачи крутящего момента. К сожалению иногда для передачи 100 сил и более, сцепление которое сможет выдержать всю прыть и мощь, выходит размером с пол двигателя, поэтому данная компоновка ставится в основном на не совсем мощные квадроциклы. Тот же 700 гризли по паспорту доходит от 46 л.с до 50 л.с (В зависимости от года и модификации). Поэтому многим литровым собратьям по сфере применения данный узел не подходит. Хотя единственная литровая техника с такой компоновкой всё-же есть. И это Yamaha RMAX
ПМне непонятно, почему только компания Yamaha выбрала для своего литрового двигателя вариаторную трансмиссию с сцеплением. Однако это делает её уникальной среди конкурентов с точки зрения надёжности и долговечности.
У меня есть опыт езды на таком автомобиле. Когда я участвовал в 700-километровом пробеге по Кавказу на багги, в нашей команде был именно такой образец. За всё время, несмотря на сложные условия, включая перевалы, подъёмы и спуски, он ни разу не подвёл.
Пусть эта багги и не сравнится по скорости и подрыву с BRP Maverick Turbo RC, но он может составить достойную конкуренцию. А в сочетании с надёжной трансмиссией она становится ещё более выносливым и безотказным. Как говорится, тише едешь — дальше будешь.
С вами был Максим! Если вам понравилась данная статья и вы хотели бы видеть 2-ю часть про вариатор без сцепления, обязательно пишите в комментарии.