«Яростный румын» создал незабываемый фильм, под угрозой физической расправы заставил композитора написать великолепный вальс и влюбил в себя совсем юную актрису. Что осталось за кадром картины «Мой ласковый и нежный зверь»?
«Тогда существовал в стране другой кинематограф. И снимать красочные сцены с цыганами, поэтическую картину со страстью, любовью было в те годы роскошью»
Режиссер Эмиль Лотяну родился в буковинском селе, а детство его прошло в деревне Клокушна на территории Бессарабии. В жилах Эмиля слились польская, молдавская и русская кровь. После того как деда раскулачили, семья перебралась в Румынию, сменив фамилию с польской Лотоцкие на румынскую Лотяну.
Будущий режиссер провалил экзамены в актерское училище в Бухаресте и уехал в столицу Молдавской ССР работать в кишиневской газете. Вскоре он поступил в Школу-студию МХАТ, но через два года учебы на актера перешел на режиссерское отделение ВГИКа.
Про него говорили, что взрывная смесь разных кровей способствовала созданию таких ярких фильмов с национальным колоритом, как кинопоэма о бродячих молдавских музыкантах «Лаутары» (1971) или фильм о цыганской любви «Табор уходит в небо» (1976). Лотяну стал настоящей звездой поэтического кинематографа!
«Табор» принес ему всесоюзную известность, в СССР картину посмотрели почти 65 миллионов зрителей. Казалось бы, режиссер опять снимет фильм такого же плана, но он неожиданно обратился к русской классике, задумав экранизировать чеховскую повесть «Драма на охоте».
В главной роли Лотяну видел только Олега Янковского, но актер попросил дать ему время поразмыслить, ведь Лотяну, сам написавший сценарий, внес существенные изменения, и это Янковскому не понравилось.
— Когда Эмиль Лотяну предложил мне роль Сергея Камышева, у меня было много сомнений, — рассказывал Олег. — Я знал «Драму на охоте», но, прочитав сценарий, задался вопросом: а при чем здесь Чехов? Но я также знал Лотяну по его прежним работам, и перспектива поработать с таким художником была заманчивой. Не забывайте, тогда существовал в стране другой кинематограф. И снимать красочные сцены с цыганами, поэтическую картину со страстью, любовью было в те годы роскошью.
Худсовет тоже был не в восторге от того, что фильм будет снят скорее по мотивам повести, но на съемки разрешение выдали, лишь заставив Эмиля подсократить некоторые сцены, попеняв на затянутость.
— Я хотел снять снять пародийный слой чрезмерных страстей, сделать сценарную основу более прозрачной и легкой, — объяснял режиссер. — Но оставить ощущение надвигающейся катастрофы, вечной драмы несоответствия душевных порывов и жизненных обстоятельств.
«Так и ждал, что получу подзатыльник за очередную "дребедень"!»
Чудесный вальс к картине создал композитор Евгений Дога, чья музыка звучит и в фильмах «Лаутары» и «Табор уходит в небо». Эмиль всегда объяснял Евгению замысел сцены, потом Дога создавал музыку, и она звучала на съемочной площадке.
— Мы сразу же оговаривали, что должно звучать в каждом эпизоде. Эмиль был одним из немногих, кто снимал под фонограмму. В основном режиссёры вставляют мелодии в готовый видеоряд, — объяснял композитор.
Так привык строить процесс режиссер, но у Евгения поначалу ничего не получалось. Дога рылся в архивах в поисках вальсов конца 19 века, чтобы музыкальная тема соответствовала вкусам того времени, но все найденное обзывал "дребеденью". От неудовлетворенности он переключился на что-то другое, а про этот вальс ... просто-напросто забыл!
В конце концов, к нему ворвался взбешенный режиссер и потребовал немедленно сыграть ему вальс. А Лотяну побаивались из-за его взрывного характера, прозвав «яростным румыном».
Композитор принялся что-то наигрывать, но Эмиль злился все сильнее. Позже Дога со смехом признавался, что побаивался физической расправы: «Так и ждал, что получу подзатыльник за очередную "дребедень"!»
Евгения спас листочек с нотами, валявшийся на полу.
— Сыграй-ка вот это! — приказал режиссер.
Дога сыграл начало чуть ли не из трех нот (больше там ничего не было), а потом в порыве вдохновения как начал импровизировать!
— Так всё легко получалось, что я удивлялся — откуда? Не знаю, откуда что пришло, вот что, видимо, страх животворящий делает, — улыбался композитор. — Если бы у меня было время, я стал бы портить эту музыку. Мы всегда хотим сделать лучше, а лучшее — враг хорошему. Боялся, как воспримут вальс музыканты, пришел на запись, оркестр играет, не останавливаясь. Доиграли до конца и стали бить смычками по пюпитрам. Я сначала подумал, что они надо мною смеются.
Но музыканты так выражали свой восторг! До сих пор это одна из самых узнаваемых и красивых мелодий, а Лотяну назвал вальс кардиограммой всего фильма. Говорил, что он стал «живым нервом», «тончайшей паутиной, сотканной из грез».
Фильм снимали в Суздале (городские сцены) и в старинной подмосковной усадьбе Валуево. Позже Александр Панкратов-Черный, вознамерившийся снять в усадьбе фильм «Взрослый сын», получил отказ:
Мы вынуждены ответить группе отказом. Потому что работавшая у нас в прошлом году группа «Мой ласковый...» нанесла дому отдыха громадные убытки: осталась неразобранная декорация, испорчены колонны центрального здания, не убран кустарник на съемочной площадке, посаженный группой, на острове озера не убрана декорация, попорчены зеленые насаждения.
«Я не первая не смогла устоять от его чар»
На главную женскую роль Лотяну хотел найти актрису, напоминающую кого-то из таких актрис, как Людмила Савельева, Одри Хепберн, Татьяна Самойлова, но имеющую и свою индивидуальность.
Галину Беляеву ассистент режиссера нашла в Воронежском хореографическом училище и с фотографией 15-летней балерины вернулась в Москву. Вскоре Галю вызвали в столицу на кинопробы, куда она отправилась со своей классной руководительницей.
— У меня был шок! Балетное искусство — молчаливое искусство, лепишь свой образ из пластики, а здесь надо уметь говорить, чего я абсолютно не умела, была очень стеснительной. Пробы с Борисом Щербаковым, пробовавшимся на главную мужскую роль, получились очень плохие…
Однако через месяц Беляеву вновь позвали на пробы уже с Олегом Янковским.
— Я уже знала текст, а Олег Иванович очень мне помог: шутил по-доброму, и я почувствовала себя увереннее.
— Галя была единственным непрофессионалом в группе, её окружали очень крупные актёры, — вспоминал Лотяну. — Однако скоро мы убедились, что она работает с полной отдачей и как-то так искренно, что и другие заражались этим чувством. «С тобой солгать невозможно, всё вылезает», — сказал Олег Янковский. Репетиции становились всё интереснее и интереснее...
Лотяну и сам не заметил, как увлекся юной актрисой. История любви повторилась: когда режиссеру было 29 лет, он влюбился в 18-летнюю Светлану Тома во время съемок своего фильма «Красные поляны» (1965). Их роман длился несколько лет, но режиссер, побывавший в браке два раза, в ЗАГС тогда не собирался. Тома снялась в пяти фильмах Лотяну, в том числе и в картине «Мой ласковый и нежный зверь», сыграв цыганку.
Их роман был бурным, они то сходились, то и расходились, вот и на момент съемок этого фильма не состояли в отношениях.
— Он, конечно, был необыкновенно обаятельный, такой романтик, — вспоминала Беляева. — Красиво ухаживал, писал стихи, сценарии. Невозможно! Я не первая не смогла устоять от его чар.
Мать актрисы была против ее романа с 40-летним мужчиной, но режиссер смог убедить ее в том, что у него серьезные намерения, и когда Беляевой исполнилось 18 лет, они поженились. В 1980 году Галина родила сына (его назвали в честь папы, Эмилем), а уже в 1984-м брак с Лотяну завершился разводом. Режиссер больше официально не женился.
Хотя картину зрители с удовольствием посмотрели, а позже охотно пересматривали, после выхода на экраны ее ругали за чрезмерную цыганщину. Но, как это часто бывает, фильм прошел проверку временем и заслужил любовь зрителей.
Заглядывайте в мой Телеграм-канал Цветок кактуса I Звёздные судьбы