Найти тему

Полуденный выстрел. В Гатчине возобновили традицию Павла Первого

Приоратский дворец (от французского «prieuré» –  небольшой монастырь или монастырские землевладения) был возведен под Гатчиной для рыцарей Мальтийского ордена
Приоратский дворец (от французского «prieuré» – небольшой монастырь или монастырские землевладения) был возведен под Гатчиной для рыцарей Мальтийского ордена

12 октября исполнился ровно год с того момента, как в Приоратском дворце Гатчинского музея-заповедника воскресный полдень отмечают выстрелом из пушки. Таким образом здесь отдают своеобразную дань памяти основателю дворца, императору Павлу Первому, а также напоминают про тесную связь Гатчины с рыцарским Мальтийским орденом. Да и туристы, разумеется, в восторге.

-2

Мальтийский орден (известный также как орден госпитальеров) был одной из ведущих военно-политических сил в бассейне Средиземного моря, еще со времен первых крестовых походов. Однако к концу XVIII века его блеск потускнел, а после французской революции немалая часть владений ордена был национализирована. Часть орденских владений находилась в Польше, на той её территории, которая после разделов вошла в состав Российской Империи, и поэтому мальтийцы решили обратиться к российскому императору Павлу I за покровительством. Павел согласился, и в его решении был определенный политический расчёт - Мальта теоретически могла стать российским опорным пунктом в Средиземном море, непотопляемой военной и торговой базой. В январе 1797 года император подписал Конвенцию, согласно которой в России создавалось «Великое Приорство» Мальтийского Ордена. Ордену был передан бывший Воронцовский дворец в Петербурге, а для орденского начальства было решено построить и летнюю резиденцию в любимой императором Гатчине. К 1799 году Приоратский дворец, в архитектуре которого использовались элементы средневековой архитектуры, был построен.

-3

К этому моменту Мальта уже была захвачена Наполеоном практически без боя. Мальтийские рыцари посчитали тогдашнего магистра - предателем, и низложили его. На место же главы Мальтийского ордена был выбран сам император Павел I, который и вступил во владение Приоратским замком. 12 октября 1799 года   рыцари Мальтийского ордена передали своему новому Великому магистру  три древние реликвии госпитальеров — частицу древа Креста ГосподняФилермскую икона Божией Матери и десницу св. Иоанна Крестителя (в память об этом событии в 1800 году был установлен ныне существующий церковный праздник — Перенесение из Мальты в Гатчину части Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя).

После смерти Павла часть мальтийцев уехала из России, но часть рыцарей осталась, и верно служила империи.  К примеру, Граф Джу́лио Рена́то Ли́тта-Виско́нти-Аре́зе, известный в России как Ю́лий Помпе́евич Ли́тта был одним из самых высокопоставленных чиновников  в государстве, и в частности, стал председателем комиссии по строительству Исаакиевского собора.

Приоратский дворец использовался в разные годы по-разному - и как летняя дача императорской семьи, и как охотничий домик. В годы войны он выдержал прямое попадание авиабомбы, но в отличие от большого Гатчинского дворца сравнительно мало пострадал, а с начала 2000-х открылся как музей, посвященный истории Мальтийского ордена в России и императору Павлу Первому.

-4

С прошлого года в музее решили возобновить традицию воскресного полуденного выстрела из пушки.

- При императоре Павел пушка стреляла дважды в день, утром и вечером. Её выкатывали из ворот замка. Мы решили, что столь частые выстрелы будут беспокоить жителей Гатчины, и поэтому ограничились полуденным выстрелом в воскресенье. Но зато всё происходит по церемониалу Мальтийского ордена, - отмечает заведующий отделом “Приоратский дворец” Гатчинского музея-заповедника Константин Иванов.

Под барабанный бой к пушке типа “единорог” марширует реконструктор, облаченный в доспехи рыцаря-мальтийца. Ствол орудия тщательно прочищается, засыпается порох, от свечи поджигается фитиль - раздается выстрел, который вызывает восторг у наблюдающих за церемонией мальчишек.

- Разумеется, вся процедура абсолютно безопасна, хотя при этом церемониал соблюден. Исторически верно, конечно, было бы маршировать в костюме солдата павловской эпохи, но мальтийский рыцарь это интереснее. Тем более, что если про времена Павла Первого у нас знают довольно много, то вот история Мальтийского ордена практически неизвестна. А ведь только великая осада Мальты заслуживает отдельного и обстоятельного рассказа, - отмечает петербургский реконструктор Федор Молчанов (он же брат Теодор).

Кстати, после выстрела реконструктор не покидает музей - специально для гостей он проводит свою часть экскурсии, в том числе и мастер-класс по фехтованию на рапирах.

Живые пальмы - на открытом воздух. Мало где на северо-западе России такое встретишь
Живые пальмы - на открытом воздух. Мало где на северо-западе России такое встретишь

Так что, жизнь в старинном Приоратском дворце не утихает. Небольшой, немного теряющийся на фоне пышных императорских пригородных дворцов Петербурга, он тем не менее способен подарить туристам уникальный опыт и рассказать истории, с которыми нельзя познакомиться ни в одной другой точке России.