Стоит ли идти на оперу "Война и мир. Наташа и Андрей" в столичном театре "Новая опера"?
Конечно, стоит!
Встреча с романом Льва Николаевича Толстого - это раз. Встреча с музыкой Сергея Прокофьева - это два. Встреча с оперным пением и театральным перевоплощением - это три!
Встреча с прекрасным - это всегда праздник! Несмотря на формат semi-stage, не сразу обратила внимание на уточнение в программе, погружение в эпоху происходит.
Semi-stage – это нечто среднее между концертным исполнением и полномасштабной постановкой. Впервые такой формат стали использовать на европейских оперных фестивалях.
В "Новой опере" сцена небольшая и возможностей, как в Большом театре, нет. Поэтому спектакли стараются ставить лаконичными, но оригинальными и качественными.
Оркестр под управлением приглашенного дирижера Тимура Зангиева, исполнители - участники Молодежной оперной программы Большого театра России под руководством Игоря Вдовина, молодые режиссеры, художники по костюмам. Декораций - минимум. Костюмы соответствуют эпохе. Тона приглушенные, бело-серые, сдержанные. Видео-проекции, как воспоминания...
Балет "Москва" украсил бальными танцами действие спектакля.
Ах, этот вальс, вальс, вальс... Знаменитый вальс Прокофьева... Его мотив звучал и звучал, как бы возвращая нас в счастливые мгновения мирной жизни!
То, что артисты соответствуют возрасту своих героев оставляет прекрасное впечатление! Все исполнители не только возрасту, но и по внешнему и внутреннему облику напоминают героев романа.
К своему великому изумлению, обнаружили, что плохо помним хронологию событий. Первая сцена начинается ночью в Отрадном. Наташа и Соня сидят у окна и разговаривают. Их слышит Болконский.
Отрадное - чье именье? Как там оказались все вместе главные герои?
Потом сцена первого бала. Болконский танцует с Наташей. Он уже был женат? И, что было интересного в его судьбе до бала? Воевал? Где, с кем, когда? Куда уехал после бала? Почему старый князь Болконский так нелюбезно встретил Ростовых? Элен Курагина и её брат Анатоль - какую роль сыграли в судьбе Наташи? Пьер чем и как помог? Когда и где встретились еще раз Наташа и Андрей?
Все эти события, как повороты судьбы, возникали на сцене. Длинные арии-диалоги и монологи, не всегда понятные в оперном пении слова, не помогли прояснить ситуацию.
Хорош был князь Андрей Болконский - баритон Максим Лисиин. Голос сильный, глубокий и внешне абсолютный "князь Болконский - небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами". Держался прямо, все в его образе говорило о достоинстве, чувстве долга и сдержанного благородства.
Очень понравился Пьер Безухов - тенор Марк Ким. При первом появлении вызывает симпатию своим обликом и пением. С хорошей артикуляцией и произношением слов. Голос - мягкий, добрый, как сам Пьер. "Если бы я был не я..?"
Хорош Анатоль Курагин - тенор Кирилл Сикора. Высокий красавец. Легок и достоверен в игре и пении. Чувствуется - любимец публики!
Мужские партии отличались понятным пением. Все-таки опера на русском языке. А вот женские, особенно сопрано - можно было услышать только звуки на высоких нотах, вместо слов. Поэтому, чувства героинь раскрывались не в полной мере. Знатоки утверждают - гласные в партиях высоких голосов, особенно, когда оркестр играет форте, форсируются голосом, и слов невозможно разобрать. Где пение на полутонах, там все прекрасно.
На длинных текстах построено много партий.
Наташа Ростова - сопрано Вероника Хорошева. На роль наивной девочки она не очень подходит, а вот когда проявляет характер в сценах встречи с отцом Болконского, рвется бежать с Анатолем Курагиным, сокрушается о своих поступках в объяснениях с Пьером и просит прощения у Андрея, тут она та самая неистовая Наташа.
Женские партии, особенно Наташи, кажутся сложными. Справиться с такими длинными текстами и музыкой Прокофьева - непросто.
Елен Безухова - меццо-сопрано Вероника Ершова. Невероятная красавица. Черное бархатное платье. Высокая прическа. Голос завораживающий. Она - солистка театра Новая опера. Признанная прима театра.
Конечно, все возрастные роли исполняют не участники молодежной группы, а солисты театра и их мастерство чувствуется даже в небольших ролях и партиях. Это украшает спектакль еще больше. Молодость и зрелость. Опыт и задор. Появилось желание посмотреть оперу еще раз...
Опера идет без антракта 2,5 часа. Довольно утомительно. С антрактом внимания к камерным сценам было бы больше. В финале начинается Бородинское сражение. Мужской хор, грохот, ослепляющий публику красный свет. Взрывы, тишина..., апофеоз войны...
Всем знакомым задала вопросы по сюжету романа и никто не вспомнил точный ход событий, но теперь захотели перечитать роман!
Для начала пересмотрела 4-х серийный фильм Сергея Бондарчука "Война и мир" и многое открыла для себя заново...
Так почему же Наташа и Андрей расстались после помолвки? Какие обстоятельства изменили их судьбу?