Найти в Дзене
Из жизни обывателя

ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Налоговая система РФ представляет собой совокупность налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации, а также принципов, порядка, форм и методов их установления, изменения, взимания, отмены и контроля.

Систему налогового законодательства РФ образует значительное число правовых актов. Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов, принятых представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ.

Налоговым кодексом РФ определена система налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации, в том числе: виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения налоговой обязанности; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов; права и обязанности участников налоговых отношений; формы и методы налогового контроля; ответственность за нарушение налогового законодательства; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.

Принципы налогообложения в России, сформулированные в ст. 3 НК РФ, развивают основные положения Конституции РФ. К принципам налогообложения относятся:

• принцип всеобщности (п. 1 ст. 3 НК РФ). Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это закреплено и в Конституции РФ, ст. 57 которой гласит: "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы";

• принцип равного налогового бремени (п. 1 ст. 3 НК РФ). При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

• принцип юридического равенства налогоплательщиков (п. 2 ст. 3 НК РФ). Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

• принцип экономической обоснованности налогообложения (п. 3 ст. 3 ПК РФ). Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Только с наличием у налогоплательщика объектов налогообложения, имеющих стоимостную, количественную или физическую характеристики, законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по их уплате (ст. 38 НК РФ);

• принцип соразмерности налогообложения конституционно значимым целям ограничения прав и свобод (п. 3 ст. 3 НК РФ). Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

• принцип единства налоговой политики (п. 4 ст. 3 НК РФ). Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций. Статья 74 Конституции РФ предусматривает, что на территории РФ не допускается установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

• принцип законности (п. 5 ст. 3 НК РФ). Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;

• принцип определенности (п. 6 ст. 3 Н К РФ). 11ри установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения;

• принцип ясности и доступности понимания налогового законодательства (п. 6 ст. 3 НК РФ). Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

• принцип презумпции правоты собственника при толковании налогового законодательства (п. 7 ст. 3 НК РФ). Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Налоговая система РФ состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного, что характерно для федеративных государств, таких как США, Германия и др. В унитарных (единых) государствах налоговая система, как правило, состоит из двух основных звеньев — республиканского и местного. Двухуровневые налоговые системы функционируют в таких странах, как Франция, Италия, Япония, где взимаются центральные (государственные) и местные налоги.

Классификация налогов и сборов па федеральные, региональные и местные соответствует разделению полномочий законодательных (представительных) органов власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления по введению или отмене налогов (сборов) на соответствующей подведомственной территории. Эти полномочия распределены между уровнями власти и местным самоуправлением исходя из положения, что все федеральные, региональные и местные налоги и сборы являются элементами единой системы налогов РФ. Органы власти различных уровней имеют неодинаковый объем налоговых прав.

Нужна консультация по диплому или курсовой работе? Жми на ссылку.