Цели урока:
- Образовательные:Дать учащимся общее представление о развитии русской литературы в XX веке.
Познакомить с ключевыми особенностями реалистического направления в литературе конца XIX – начала XX века.
Рассмотреть творчество наиболее ярких представителей реализма того времени. - Развивающие:Развивать умение анализировать художественные тексты.
Формировать навыки сравнения и сопоставления литературных произведений.
Расширять кругозор учащихся. - Воспитательные:Воспитывать любовь к русской литературе.
Формировать интерес к истории и культуре России.
Оборудование:
- Учебник литературы для 11 класса
- Портреты писателей (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов и др.)
- Тексты произведений для анализа
- Презентация (по желанию)
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Приветствие учащихся.
- Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний.
- Беседа о литературе XIX века:Какие литературные направления были популярны в XIX веке?
Кто из писателей того времени вам знаком?
Какие проблемы поднимались в произведениях писателей XIX века?
III. Новая тема.
- Введение в литературу XX века.
Сообщение учителя о ключевых особенностях литературы XX века:Новые литературные направления (символизм, акмеизм, футуризм и др.)
Изменение тематики и проблематики
Эксперименты с формой и языком
Демонстрация презентации с краткой исторической справкой и портретами писателей. - Реализм конца XIX – начала XX века.Определение понятия «реализм».
Характерные черты реализма:Стремление к правдивому изображению действительности
Глубокий психологический анализ персонажей
Социальная направленность
Выделение основных проблем, поднимаемых писателями-реалистами:Человек и общество
Мораль и нравственность
Смысл жизни - Творчество писателей-реалистов.
Лев Николаевич Толстой:Краткая биография.
Анализ фрагмента из романа «Война и мир» или «Анна Каренина» (проблема нравственного выбора, семейные отношения).
Федор Михайлович Достоевский:Краткая биография.
Анализ фрагмента из романа «Преступление и наказание» или «Идиот» (проблема совести, веры, поиска смысла жизни).
Антон Павлович Чехов:Краткая биография.
Анализ рассказа «Ионыч» или «Палата №6» (проблема «маленького человека», разочарование, одиночество).
IV. Закрепление материала.
- Беседа по вопросам:Какие основные черты реализма конца XIX – начала XX века вы выделили?
Чем творчество Толстого, Достоевского и Чехова отличается?
Какое значение имеет реалистическая литература для понимания русской культуры? - Составление кластера «Реализм в русской литературе».
V. Домашнее задание.
- Прочитать указанный фрагмент произведения одного из писателей-реалистов.
- Подготовить краткий рассказ о жизни и творчестве одного из писателей.
- (По желанию) Написать небольшое сочинение на тему «Почему произведения писателей-реалистов актуальны и сегодня?»
Методы и приемы обучения:
- Словесные методы: рассказ учителя, беседа, объяснение.
- Наглядные методы: демонстрация портретов, презентации, текстов произведений.
- Практические методы: анализ литературных текстов, составление кластера.
Примечание: Данный конспект является лишь образцом и может быть адаптирован под конкретные условия обучения и уровень подготовки учащихся.
Дополнительные материалы:
- Статьи о русской литературе конца XIX – начала XX века
- Видеоматериалы о жизни и творчестве писателей
- Аудиозаписи произведений
Цель данного урока – создать у учащихся прочный фундамент для дальнейшего изучения русской литературы XX века.