Найти тему

Конспект урока: Введение в развитие русской литературы XX века. Реализм конца XIX – начала XX века

Оглавление

Цели урока:

  • Образовательные:Дать учащимся общее представление о развитии русской литературы в XX веке.
    Познакомить с ключевыми особенностями реалистического направления в литературе конца XIX – начала XX века.
    Рассмотреть творчество наиболее ярких представителей реализма того времени.
  • Развивающие:Развивать умение анализировать художественные тексты.
    Формировать навыки сравнения и сопоставления литературных произведений.
    Расширять кругозор учащихся.
  • Воспитательные:Воспитывать любовь к русской литературе.
    Формировать интерес к истории и культуре России.

Оборудование:

  • Учебник литературы для 11 класса
  • Портреты писателей (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов и др.)
  • Тексты произведений для анализа
  • Презентация (по желанию)

Ход урока:

I. Организационный момент.

  • Приветствие учащихся.
  • Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний.

  • Беседа о литературе XIX века:Какие литературные направления были популярны в XIX веке?
    Кто из писателей того времени вам знаком?
    Какие проблемы поднимались в произведениях писателей XIX века?

III. Новая тема.

  1. Введение в литературу XX века.
    Сообщение учителя о ключевых особенностях литературы XX века:Новые литературные направления (символизм, акмеизм, футуризм и др.)
    Изменение тематики и проблематики
    Эксперименты с формой и языком
    Демонстрация презентации с краткой исторической справкой и портретами писателей.
  2. Реализм конца XIX – начала XX века.Определение понятия «реализм».

    Характерные черты реализма:Стремление к правдивому изображению действительности
    Глубокий психологический анализ персонажей
    Социальная направленность

    Выделение основных проблем, поднимаемых писателями-реалистами:Человек и общество
    Мораль и нравственность
    Смысл жизни
  3. Творчество писателей-реалистов.
    Лев Николаевич Толстой:
    Краткая биография.
    Анализ фрагмента из романа «Война и мир» или «Анна Каренина» (проблема нравственного выбора, семейные отношения).

    Федор Михайлович Достоевский:Краткая биография.
    Анализ фрагмента из романа «Преступление и наказание» или «Идиот» (проблема совести, веры, поиска смысла жизни).

    Антон Павлович Чехов:Краткая биография.
    Анализ рассказа «Ионыч» или «Палата №6» (проблема «маленького человека», разочарование, одиночество).

IV. Закрепление материала.

  • Беседа по вопросам:Какие основные черты реализма конца XIX – начала XX века вы выделили?
    Чем творчество Толстого, Достоевского и Чехова отличается?
    Какое значение имеет реалистическая литература для понимания русской культуры?
  • Составление кластера «Реализм в русской литературе».

V. Домашнее задание.

  • Прочитать указанный фрагмент произведения одного из писателей-реалистов.
  • Подготовить краткий рассказ о жизни и творчестве одного из писателей.
  • (По желанию) Написать небольшое сочинение на тему «Почему произведения писателей-реалистов актуальны и сегодня?»

Методы и приемы обучения:

  • Словесные методы: рассказ учителя, беседа, объяснение.
  • Наглядные методы: демонстрация портретов, презентации, текстов произведений.
  • Практические методы: анализ литературных текстов, составление кластера.

Примечание: Данный конспект является лишь образцом и может быть адаптирован под конкретные условия обучения и уровень подготовки учащихся.

Дополнительные материалы:

  • Статьи о русской литературе конца XIX – начала XX века
  • Видеоматериалы о жизни и творчестве писателей
  • Аудиозаписи произведений

Цель данного урока – создать у учащихся прочный фундамент для дальнейшего изучения русской литературы XX века.