Найти тему

Хосе Карлос Самоса, «Кроатоан»

Страниц: 400

Оценка: 7/10

Первое издание: 2018 г.

Увлекательность: 8/10

Прописанность героев: 6/10

Сюжет: 5/10

Глубина: 7/10

Эмоции: 7/10 

Идея: 9/10

У меня слово «кроатоан» ассоциируется с двумя любимыми сериалами подросткового возраста — «Американской историей ужасов» и «Сверхъестественным». Поэтому я уже заранее была настроена позитивно, подогреваемая этими ассоциациями. Однако хоть книга меня больше расстроила, чем порадовала, я не пожалела, что её прочитала.

Хосе Карлос Самоса — испанский писатель, который вполне известен как автор детективов, и «Кроатоан» тоже везде позиционируется как детектив, с чем я не согласна.

Действие романа разворачивается в Испании: однажды коллеги умершего два года назад профессора этологии получают имейл с единственной надписью: «Кроатоан». В этот же день начинается странное. И люди, и животные одновременно сходят с ума, либо съедая друг друга, либо в едином порыве идут куда-то, не обращая внимания на препятствия.

Наши главные герои — близкие знакомые того профессора этологии, Манделя. Им он разослал не просто одно слово, а подробную инструкцию, что происходит и что делать.

Идея с кроатоаном и описание «манифестаций» — выше всяких похвал. Кроатоан, Роанок — плодотворная почва, на которой можно развернуться, и автор этим правильно воспользовался. Ярко, сочно.

Но, к сожалению, сюжет подкачал. Книгу можно условно разделить на две части: когда герои добираются до условленной точки, не зная, из-за чего случилось всё происходящее вокруг, и когда мы с героями узнаём, что это такое. Чувство новизны и манящая подобно морковке перед осликом загадка заставляли меня поглощать книгу, чтобы поскорее узнать, что же такое случилось. Но когда я узнала, мне тут же стало не очень интересно. Тем более что разгадка оказалась одновременно логичной, фантастичной и скучной. Да, такие вот противоположные определения.

И потому я не согласна с жанром, который приписывается книге. На сайте Эксмо я нашла такое определение: «Детектив — жанр остросюжетной литературы, который повествует о расследовании загадочного случая, чаще всего преступления». Да, детектив — не обязательно про серийных маньяков и загадочных убийц, но что важно — тут должно быть расследование. Здесь же есть загадка, но её изучение нашими героями заключается в поиске безопасной точки, где они смогут прочитать запароленные инструкции и от умершего профессора узнать, что сейчас происходит. Поэтому тут гораздо ближе жанр романа-катастрофы, где перед нами разворачивается неминуемая погибель мира.

Герои здесь прописаны слабо: мельком набросанные шаблоны, которые сами не мыслят и не живут. Однако это не сильно бросается в глаза благодаря яркой атмосфере. Удивительно — сюжет посредственный, герои скучные, но картина перед глазами разворачивается очень живо и насыщенно. Благодаря этому книга очень самобытна, она не похожа ни на одну другую, что я читала раньше.

Поэтому я не жалею, что за неё взялась. Атмосфера, идея чудо как хороши, жаль, что писатель не справился с сюжетом. Поначалу он интриговал и манил, но затем оказалось, что кроме основной загадки в нём ничего нет.