Динамика группового поведения является ключевым аспектом исследования в области социальной физики. Ученые применяют математические модели, основанные на принципах термодинамики, для анализа и иногда предсказания поведения как людей, так и животных в группах.
На этот раз команда физиков из Университета Майами провела исследование в трех школах США, где наблюдали за 209 детьми. Их разделили на четыре группы: две с серьезными ограничениями в движении по классу, одна с частичными ограничениями и одна, где детям была предоставлена полная свобода передвижения на игровой площадке.
Для сбора данных исследователи использовали радиометки, прикрепленные к одежде детей, и RFID-приемники, установленные в углах помещений.
В результате эксперимента было получено более 150 независимых наблюдений. Исследование показало, что дети могут вести себя как жидкость, когда они свободно перемещаются на площадке, а в закрытом пространстве могут образовывать как жидкую, так и газообразную фазы (например, формируя небольшие социальные группы внутри большой толпы).