Найти тему
kogda_leto

"Соборяне': в поисках настоящей веры

Как-то так получилось, что творчество Николая Семёновича Лескова не встречалось мне на театральной сцене. Поэтому "Соборяне" в Театре имени Гоголя в постановке Полины Агуреевой - это мое первое знакомство с театральным воплощением творчества этого писателя.

-2

Спектакль создан в рамках V Зимнего международного фестиваля Юрия Башмета в Москве. Поэтому каждый спектакль сопровождает камерный ансамбль "Солисты Москвы" под управлением Народного артиста СССР Юрия Башмета . "Живая" музыка придает особое звучание спектаклю, добавляет аутентичности времени действия и глубины. Музыканты с маэстро, одетые в холщовые робы до пят, сидят в глубине за зарослями рогоза.

-3

-4

На авансцене установлены деревянные мостки, которые служат то берегом реки, который зарос рогозом, то мостками через реку, то огромным столом, за которым собрались все жители Старгорода, то городскими дорожками, а может быть это крыши домов самого городка. Чуть дальше то ли телеграфные столбы, то ли стойки для веревок для сушки белья, а мне почему-то подумалось, что это кресты на городской церкви... А в правом углу сцены огромное сооружение сложенное, вроде бы, из стульев. Туда уходят самые благостные люди Старгорода и получается, что это рай...

-5

-6

Думаю, самой важной линией спектакля является любовь протоиерея Савелия Туберозова (Илья Шакунов) и его жены Натальи Николаевны (Полина Агуреева). Протоиерей в этом спектакле - самый светлый и чистый человек, его проповеди наполнены верой и любовью к людям; твердость его убеждений достойна уважения, а глубокая привязанность к своей второй половине, которая является опорой в жизни, просто восхищает до слез. Напишу сразу про свои чувства. Финальная "Канта 1825 года" из "Слова Жизни" (сборник духовных стихов и песнопений, составленный отцом Николаем Гурьяновым) была настолько трогательна и торжественна, что в зале воцарилась тишина. Я уже слышала романсы в исполнении Полины Агуреевой, поэтому ее великолепные вокальные данные не были для меня неожиданностью. Это было так красиво и ... хочется написать торжественно, но думаю светло здесь большей подойдёт. Хочу написать ещё несколько слов об образе матушки, созданном Полиной Агуреевой. Такая трогательная любовь, теплые отношения, взаимопонимание и взаимоуважение. Бог не дал им детей и Наталья Николаевна с надеждой спрашивает своего мужа: "Может был грех в молодости и где-то бродит сиротка?". Необычный тонкий голос матушки, чуть сгорбленные плечи и все время в движении в сторону любимого мужа.

-7

-8

Очень была рада видеть уже знакомых актеров Павла Комарова и Антона Лызо, а также познакомиться с другими артистами Театра Гоголя. Хочу восхититься трогательностью образа Николая Афанасьевича (Марк Бурлай) - карлика Марфы Андреевны Плодомасовой (Наталья Егорова). Я изо всех сил присматривалась как ему удается быть карликом и не очень представляю сколько сил потребовалось для этого. Преданность помещице и искренняя забота о ней, связанные в подарок колпачки для своих друзей - очень милый образ получился. Очень рада была видеть на сцене Наталью Сергеевну Егорову. Всегда приятно прикоснуться к легенде.

-9

-10

"На самой горькой дороге о смешное спотыкаемся. Такой народ" - думаю, эту фразу священника Захария Бенефактова можно поставить эпиграфом спектакля. В постановке ставятся извечные вопросы: что такое добро и зло, вера и грех, правда и ложь? Нужны ли во все времена люди, преданные своим идеалам, одержимые верой, ищущие идеал? А нужна ли преданность не важно к чему: к своему делу или к любимому человеку? Все эти вопросы ставит этот спектакль перед зрителем. И каждый должен найти ответ для себя.

-11

-12

Фото Железнова Нина