Как-то так получилось, что творчество Николая Семёновича Лескова не встречалось мне на театральной сцене. Поэтому "Соборяне" в Театре имени Гоголя в постановке Полины Агуреевой - это мое первое знакомство с театральным воплощением творчества этого писателя.
Спектакль создан в рамках V Зимнего международного фестиваля Юрия Башмета в Москве. Поэтому каждый спектакль сопровождает камерный ансамбль "Солисты Москвы" под управлением Народного артиста СССР Юрия Башмета . "Живая" музыка придает особое звучание спектаклю, добавляет аутентичности времени действия и глубины. Музыканты с маэстро, одетые в холщовые робы до пят, сидят в глубине за зарослями рогоза.
На авансцене установлены деревянные мостки, которые служат то берегом реки, который зарос рогозом, то мостками через реку, то огромным столом, за которым собрались все жители Старгорода, то городскими дорожками, а может быть это крыши домов самого городка. Чуть дальше то ли телеграфные столбы, то ли стойки для веревок для сушки белья, а мне почему-то подумалось, что это кресты на городской церкви... А в правом углу сцены огромное сооружение сложенное, вроде бы, из стульев. Туда уходят самые благостные люди Старгорода и получается, что это рай...
Думаю, самой важной линией спектакля является любовь протоиерея Савелия Туберозова (Илья Шакунов) и его жены Натальи Николаевны (Полина Агуреева). Протоиерей в этом спектакле - самый светлый и чистый человек, его проповеди наполнены верой и любовью к людям; твердость его убеждений достойна уважения, а глубокая привязанность к своей второй половине, которая является опорой в жизни, просто восхищает до слез. Напишу сразу про свои чувства. Финальная "Канта 1825 года" из "Слова Жизни" (сборник духовных стихов и песнопений, составленный отцом Николаем Гурьяновым) была настолько трогательна и торжественна, что в зале воцарилась тишина. Я уже слышала романсы в исполнении Полины Агуреевой, поэтому ее великолепные вокальные данные не были для меня неожиданностью. Это было так красиво и ... хочется написать торжественно, но думаю светло здесь большей подойдёт. Хочу написать ещё несколько слов об образе матушки, созданном Полиной Агуреевой. Такая трогательная любовь, теплые отношения, взаимопонимание и взаимоуважение. Бог не дал им детей и Наталья Николаевна с надеждой спрашивает своего мужа: "Может был грех в молодости и где-то бродит сиротка?". Необычный тонкий голос матушки, чуть сгорбленные плечи и все время в движении в сторону любимого мужа.
Очень была рада видеть уже знакомых актеров Павла Комарова и Антона Лызо, а также познакомиться с другими артистами Театра Гоголя. Хочу восхититься трогательностью образа Николая Афанасьевича (Марк Бурлай) - карлика Марфы Андреевны Плодомасовой (Наталья Егорова). Я изо всех сил присматривалась как ему удается быть карликом и не очень представляю сколько сил потребовалось для этого. Преданность помещице и искренняя забота о ней, связанные в подарок колпачки для своих друзей - очень милый образ получился. Очень рада была видеть на сцене Наталью Сергеевну Егорову. Всегда приятно прикоснуться к легенде.
"На самой горькой дороге о смешное спотыкаемся. Такой народ" - думаю, эту фразу священника Захария Бенефактова можно поставить эпиграфом спектакля. В постановке ставятся извечные вопросы: что такое добро и зло, вера и грех, правда и ложь? Нужны ли во все времена люди, преданные своим идеалам, одержимые верой, ищущие идеал? А нужна ли преданность не важно к чему: к своему делу или к любимому человеку? Все эти вопросы ставит этот спектакль перед зрителем. И каждый должен найти ответ для себя.
Фото Железнова Нина