Шокировала ли вас новость? Меня да. Правда, резкие повышения были и в 2016 году, и каждые 2 года после.
Публика негодовала и в 2019 году, и в прошлом — когда из-за резкого повышения, а когда из-за анонса об этом. Но все ли так плохо, для чего это, и что нас ждет? Разберемся вместе.
Что такое утилизационный сбор?
Понятие закреплено в ФЗ-89 “Об отходах производства и потребления”. Цитата: “...уплачивается в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия…”. Сейчас понятие применимо больше для ввозимых зарубежных автомобилей, оплата сбора является частью затрат на растаможку.
То есть, сбор увеличивается по мере “вредности” авто. За шустрый и мощный аппарат с двигателем 3,5л запросят утильсбор сильно выше, чем за маленькую тачку с объемом 1л и небольшой мощностью.
Сам процесс сбора такой “комиссии” и его логика не поменялись с 1 октября, но проиндексированы ставки сбора, то есть увеличились. Делается это ежегодно, но в этом году индексацию сделали аж до 85%, что является рекордным повышением за 12 лет существования утильсбора для ввозимых из-за рубежа авто.
Например, с 1 октября за ввоз легкового авто с двигателем объемом от 3,5л для перепродажи сумма утильсбора стала выше на 1 млн 50 тыс руб (!). В среднем сбор стал выше для легковых машин на 600-800 тыс руб. Меньше всего по сумме “пострадали” легковушки с объемом двигателя до 2 л, утильсбор на них повысился на 250 тыс руб.
Отмечу, что если вы сами ввозите автомобиль из-за рубежа, в документах только ваши данные, и вы будете на ней ездить (то есть, личная покупка и самостоятельное оформление растаможки), то утиль сбор будет недорогим. Что-то около 5000 рублей.
Вы спросите — а что было раньше, неужели утильсбора не было? Он был, но сначала он действовал по прямому назначению, брался за утилизацию авто. А на таможне просили таможенную пошлину, налог и тд. А с 2012 года сбор взимается, как бы, заранее, за сам факт ввоза иностранного автомобиля в Россию.
Вопрос: если машина производится в России, то она будет дешевле?
Да, но не все так просто. Вообще утильсбор взимается и за отечественные автомобили. Но для автопроизводств на территории страны есть компенсация этого сбора. А значит при прочих равных наши машины должны стоить дешевле.
Но во-первых, решает рынок. Все эти сложные взаимосвязи спроса и предложения рано или поздно заставят цены на российские марки расти. Конечно, российская машина “из салона” и сейчас, и в будущем будет точно дешевле аналогов из Германии, Японии и тд. Но разгромной разницы, скорее всего, уже не будет.
Во-вторых, у условного АвтоВАЗа есть конкуренты из Китая. У официальных дилеров из Поднебесной есть свои особые условия ввоза, они выгоднее, чем у “серых” импортеров европейских, американских, корейских и японских автомобилей.
А значит, китайские машины тоже имеют “запас” для ценовой гонки. Более того, есть марка Haval из Китая, у которой вообще свой завод полного цикла находится в России, а значит и все преимущества отечественного производителя они имеют.
То есть, в теории выгоднее станет приобретать не только российские автомобили, но и китайские. Но и на них, скоре всего, цены вырастут.
Что в итоге
Краткий вывод — цены будут расти на все автомобили. Из такого вывода можно раскручивать клубок более мелких выводов. Например, когда растет цена в какой-то важной сфере торговли, следом растут цены и на все остальное.
Еще можно сделать вывод, что вырастут цены на страхование — коммерческое, полисы Каско и его варианты (мини-Каско и тп). Следом вырастут цены на услуги транспортировки, на каршеринг, такси, автобусы.
Зачем же тогда повысили утильсбор? Уже несколько лет данная плата выступает как “протекция” отечественного автопрома. Когда иномарки дороже — растет спрос на российские машины. По инерции более выгодными станут и китайские автомобили. Даже, если цены вырастут на все машины, то на отечественные и китайские авто цены вырастут не так сильно, и покупка этих вариантов так или иначе будет действительно выгоднее.