Найти в Дзене
Под одной крышей

Смирение, послушание... Или раболепство? Мысли

Оглавление

Это не снова обсуждение ситуации с первой квартирой. Я всё уже пережила и отпустила. Просто тогда в комментариях читатели писали о смирении. Мол, смирись и терпи. Я и раньше подозревала, что смирение - это несколько не то, что подразумевают многие. Покопалась, почитала. Ну и родилась статья-рассуждение.

Кстати, открыла для себя новый термин: раболепство.

РАБОЛЕ́ПСТВО

1. рабское, льстивое угодничество, низкопоклонство перед кем-либо или перед чем-либо.

Раболепствоэто отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как безмолвность, покорность, угодничество перед более сильными и властными людьми. 

Раболепство также можно определить как способность человека, находящегося в зависимости от кого-либо, так глубоко проникнуться своим рабским состоянием, что оно представляется ему законным. 

Раболепный человек готов исполнить и одобрить что угодно. Он не ждёт приказа, а зачастую жаждет его и торопится его предвосхитить. 

Проявлять раболепство недостойно человека, а также недостойно вызывать или поощрять его в других. 

Ни у кого никакой ассоциации не возникает? Проецирования? Лично у меня в голове сложилась четкая картина. Извините, я никого не хочу оскорблять, ничьи чувства, но наша современная церковная структура, разве не основана на раболепстве? Как любят современные священники, когда им поклоняются. Они настолько привыкли к своему непоколебимому авторитету, что им руки целуют (никогда, кстати, этого не делала), что слОва против не говорят, а только поклоняются и каждое слово, как пророчество, ловят из их рта.

Почему-то мы забыли, что священники - это обычные люди. Как я, как вы, как все. Со всеми грехами, свойственными людям. Почему мы к ним относимся, как к гонцам Божьим на земле? Почему мы считаем, что вот уж они-то точно в рай попадут? Почему мы не можем позволить себе поспорить со священником, высказать своё мнение и видение ситуации? Почему превозносим это, как смирение и послушание?

Цитаты из русской классики о раболепстве

Очевидно, историческое христианство стоит при этом на острие ножа и легко подвергается соблазну извращения, которое мы нередко и наблюдаем в жизни, когда терпение подменяется лицемерием и раболепством, а независимый консерватизм трусливым оппортунизмом, тупой неподвижностью или себялюбивой реакционностью, причем, в силу этого внутреннего обмирщения, получается какой-то антигуманизм или гуманизм наизнанку.

Булгаков С. Н., Свет невечерний. Созерцания и умозрения, 1917

Везде условья, ханжество, привычка,
Общественная ложь и раболепство!

Толстой А. К., Дон Жуан, 1862 

Даже Московская духовная академия, столь привыкшая к раболепству, демонстративно выражает свой испуг за судьбу святой церкви, подавленной темными влияниями.

Бердяев Н. А., Судьба России, 1917 

Самомнение — это пусть, это от молодости, это исправится, если только надо, чтоб это исправилось, но зато и независимый дух, с самого чуть не детства, зато смелость мысли и убеждения, а не дух ихнего колбаснического раболепства пред авторитетами…

Достоевский Ф. М., Братья Карамазовы, 1880 

Оно знает заповедь верующего терпения (которое вовсе не есть ни духовная пассивность, ни раболепство), ибо не хочет стать жертвой провокации зла.

Булгаков С. Н., Свет невечерний. Созерцания и умозрения, 1917 

Из цитат Великих выходит, что не так страшно самомнение, как раболепство. Самомнение - это своё мнение. Это не тупое подчинение и угождение. Почему у нас принято термин "самомнение" употреблять в плохом смысле, пеняя человека таким вот его грехом? Возможно, выгоднее и проще, когда толпа подчиняется, а не имеет собственного мнения.

Афоризмы русских писателей связанные с раболепством:

Мы переутомились от раболепства и лицемерия.

Чехов Антон Павлович (1860 — 1904) — русский писатель, драматург

Выработался новый тип человека. Разумеется, этот тип вобрал в себя что-то от прошлого, но в целом он нов и являет собой нечто невообразимо омерзительное. Это сплав душнейшего мещанства, лицемерия, ханжества, ненависти к равным, презрения к низшим и раболепства перед власть имущими; густое и смрадное тесто обильно приправлено непросвещенностью, трусостью, страстью к доносам, хамством и злобой.

Нагибин Юрий Маркович (1920 — 1994) — русский писатель.

СМИРЕНИЕ.

В современном мире и, чаще всего, в современной структуре церкви под смирением подразумевают покорность, раболепство или человекоугодничество. Мол, получил по одной щеке - подставь вторую.

Смирение — это не внешние характеристики. Смирение — это то внутреннее состояние, которое возникает в человеке из реального видения своих духовных сил в борьбе с грехом, со страстями.

Смирение рождается из познания себя. В какой степени я, действительно, могу противостоять всему тому, что является грехом и злом с христианской точки зрения. В какой степени я могу себя понудить к тому, что является добром в христианстве? Каким образом я это узнаю? Как я могу прийти к этому?

Нужно отличать смирение от раболепия и выученной беспомощности.

Слово смирение имеет корень "мир" изначально и означало "быть в мире со всеми, примириться с Богом, обрести внутренний покой. Быть в состоянии мира".

То есть, сМИРение - это прежде всего мир с самим собой, душевное равновесие.

И смиряться - это совершенно не значит терпеть несправедливость, терпеть плохое отношение к себе и другим.

Представьте ситуацию: на ваших глазах бьют кого-то. Вы мимо пройдёте? Подумаете - такова его судьба, надо смириться и терпеть? Или хотя бы вызовете полицию, позовете на помощь?

Смирение не равно равнодушие или раболепство, не равно тупое подчинение обстоятельствам и мнению большинства.

Большинство смирились с нынешней ситуацией в стране. Молчат, живут как обычно, мнения не высказывают. Говорят - а что мы можем сделать? Проявляют смирение.

Так можете!!! Вы многое можете сделать! Помогать, освещать правдивые события, не молчать. Не делать вид, что ничего не происходит и не поменялось.

Ещё раз: смирение от слова "мир", а не от слова "терпеть" и не от слова "раб".

Послушание другим людям - прислуживание и раболепие перед авторитетами ничего общего со смирением не имеет. Это ни что иное, как возведение кумира.

Установки жрецов "ничего не делай, сиди жди манны небесной" - тоже ничего общего со смирением не имеют. Так книжники и фарисеи просто воспитывают свою паству, обездвиживая её. Чтобы люди просто у храма сидели, деньги им платили, и по духовному пути не шли.

Добро не должно быть слабым и беспомощным. Добро должно быть сильным, защищать слабых, стоять на службе Богу,... действовать активнее, чем слуги сатаны.

И ещё цитата:

"Чтобы зло победило в этом мире, хорошим людям достаточно просто ничего не делать."

Верую, помоги моему неверию | Умное Православие

18 фев 2023

О ЛОЖНОМ И ИСТИННОМ ПОСЛУШАНИИ.

Чем послушание и смирение отличается от плебейства и раболепия?

Послушание – это не беспрекословное выполнение любых приказов. Монашеское послушание – это одно, послушание родителям – другое, послушание духовному отцу – третье. Перед нами – три различных вида послушания, хотя корень у них один: это умение СЛУШАТЬ, прислушиваться. Люди часто отождествляют послушание с угнетением личной свободы, ошибочно полагая, что тот, кто слушается – порабощен, а тот, кто послушание определяет – владычествует. На самом деле всё иначе.

Мы призваны слышать волю Божию, жить согласно этой воле и пребывать в послушании. Сам Господь тоже чутко вслушивается в каждую нашу молитву и исполняет послушание. Мы просим Его о милости – Он нам ее оказывает; мы просим Его о прощении – Он нас прощает и помогает нам в тяжелых жизненных обстоятельствах.

Все богослужения, в которых мы участвуем, – это непрестанное послушание Господа по отношению к человеку. Таким было главное Его послушание – послушание не только Богу Отцу, но и всему человечеству.

Задумаемся, с чего начинается и как строится послушание в семье? С того ли, что дети слушаются родителей или, наоборот, с того, что родители учатся слышать своих детей? Стоит младенцу запищать, как взрослые тут же бросаются к нему со всех ног. Кто у кого пребывает в непрестанном послушании? Конечно же, родители у своих несмышленых отпрысков! Дети растут, и мы все внимательнее вслушиваемся в них, стараясь определить, в чем состоят их достоинства и где кроются недостатки, которые следует вовремя исправить.

Родители находятся в послушании и у своих повзрослевших детей-подростков. Как непросто бывает понять их в этот нелегкий период! Но если отец и мать не станут прислушиваться к душе своего ребенка, то никогда не найдут с ним общий язык и, в свою очередь, тоже никогда не будут им услышаны. Выходит, что послушание – это взаимопроникновение, научение любви и свободе, потому что именно в любви и свободе оно и совершается.

Когда мы посещаем врача, тот надевает фонендоскоп и чутко прислушивается к нашему дыханию и к биению наших сердец. Лишь таким образом доктор сможет определить характер и причины наших недугов и только после этого даст нам свои рекомендации. С этого момента в послушании начинает находиться уже больной, выполняя врачебные предписания.

Нечто подобное происходит (должно происходить) и когда человек приходит в храм на исповедь или на духовную беседу к священнику, пытаясь разобраться в себе самом. Иерей внимательно выслушивает его, находясь в глубоком послушании у своего духовного чада. Подобно врачу, священник наблюдает за исповедником и, определив основные "болевые точки" его души, предлагает ему духовный совет, после чего уже пришедший оказывается в послушании, суть которого состоит вовсе не в армейской приказной дисциплине, а в любви и свободе.

Господь говорит: "Кто имеет уши слышать, да слышит" (Мф.11:15)

Прот. Алексей Уминский

Выводы.

Смирение - от слова "мир". Послушание - от слова "слушать", а не считать свои слова и своё мнение истиной в последней инстанции. Многие священники нынче слушать не умеют. Настолько возгордились собственным положением, настолько "погрязли" в своей "добродетели", что слушать и слышать рядом живущих обычных людей не могут. А ведь это основная цель их службы. Почему многие об этом забыли? Почему мы говорим о каких-то глобальных, больших достижениях, но проходим мимо ближнего в беде? Ну как же? Ведь мы так заняты спасением мира, что нам не до простых мирян...

Так что, давайте не будем смешивать раболепство со смирением и послушанием.