Найти в Дзене
Культура Урала

Культура на деньгах. История зданий с новой пятитысячной купюры.

Широкая грудь богатыря, высотки, ковши с льющимся металлом. У Урала наконец появился шанс попасть в кошельки россиян с новой пятитысячной купюрой. Постепенно денежные знаки с уральскими символами будут заменять банкноты с изображением Хабаровского края. Делается это в плановом порядке, чтобы бороться с подделками и заменять ветхие купюры. Саму банкноту Центробанк представил еще в 2023 году, но пока таких в обороте ещё очень мало. А у нас есть повод рассказать об объектах, которые попали на 5 000, ведь они не просто декоративное украшение, а образ региона. Символы, которые в итоге оказались на купюре, выбирала комиссия Банка России. К своей работе ее члены отнеслись с большой теплотой. Основные изображения, которые видны невооруженным глазом, действительно, могут считаться официальными символами Уральского федерального округа. В защитных узорах, которые можно увидеть только при сильном увеличении, зашифрованы символы, понятные и близкие непосредственно уральцам. Например, трамвай «Татр

Широкая грудь богатыря, высотки, ковши с льющимся металлом.

У Урала наконец появился шанс попасть в кошельки россиян с новой пятитысячной купюрой. Постепенно денежные знаки с уральскими символами будут заменять банкноты с изображением Хабаровского края. Делается это в плановом порядке, чтобы бороться с подделками и заменять ветхие купюры. Саму банкноту Центробанк представил еще в 2023 году, но пока таких в обороте ещё очень мало. А у нас есть повод рассказать об объектах, которые попали на 5 000, ведь они не просто декоративное украшение, а образ региона.

Фото группы "Банк России. Урал" социальной сети ВКонтакте
Фото группы "Банк России. Урал" социальной сети ВКонтакте

Символы, которые в итоге оказались на купюре, выбирала комиссия Банка России. К своей работе ее члены отнеслись с большой теплотой. Основные изображения, которые видны невооруженным глазом, действительно, могут считаться официальными символами Уральского федерального округа. В защитных узорах, которые можно увидеть только при сильном увеличении, зашифрованы символы, понятные и близкие непосредственно уральцам. Например, трамвай «Татра», который ездит по Екатеринбургу, рукавицы металлургов, ящерка, каменный цветок.

«Для отбора существует несколько критериев. Образ должен быть важным как для жителей округа, так и для всей России. Кроме того, изображение должно быть таким, чтобы при переносе на купюру оно оставалось бы узнаваемым и однозначным», - пояснили в Банке России.

На лицевой стороне купюры композиция узнаваемых зданий Екатеринбурга: это и современные высотки, и памятники конструктивизма. Справа изображен дом Севастьянова. В этом материале мы расскажем о пяти объектах новой пятитысячной. Каждый из них выполняет не только архитектурную, но и культурную функцию.

Башня «Исеть»

Фото Татьяны Мосуновой
Фото Татьяны Мосуновой

Башня «Исеть» – самое высокое здание в Екатеринбурге и 16-е по высоте здание в России.

Высота башни вместе с короной (шпилями) составляет 212,7 метров. Основное предназначение – жилые помещения, под квартиры и апартаменты отдана большая часть площадей.

Башня увенчана 12-метровой стальной короной, которую сделала китайская компания «Юанда» (занималась фасадом «Исети», а также знаменитым стадионом «Птичье гнездо» в Пекине). В корону встроено мощное светодиодное освещение. По замыслу авторов, ее цвет должен подчеркивать, что башню строили уральские медники.

По исходной задумке башню «Исеть» предполагалось построить в виде двух конструкций разной высоты, переходящих друг в друга и отдаленно напоминающих молекулу ДНК. На самом верху должен был располагаться зимний сад. Именно так видели небоскреб во французской архитектурной мастерской Valode&Pistre, которая в 2007 году разработала первый план здания.

В 2008 году стройку заморозили из-за мирового кризиса, а позже инициатор строительства УГМК-Холдинг решил реализовывать иной проект, исполненный немецким бюро «Werner Sobek».

Название башни взято от главное реки Екатеринбурга – Исети.

Гостиница «Исеть»

Фото Татьяны Мосуновой
Фото Татьяны Мосуновой

Жилой комплекс, впоследствии получивший название «Городок чекистов», строился в Свердловске в 1931–1934 годах по заказу ОГПУ. 11-этажное здание подковообразной формы на углу проспекта Ленина и улицы Луначарского первоначально задумывалось как общежитие для малосемейных сотрудников НКВД и командированных.

В 1958 году общежитие было передано в ведение Свердловского горисполкома, в течение двух лет постояльцев расселили, здание закрыли на реконструкцию.

В 1962 году в здании была открыта гостиница на 97 номеров, получившая сначала название «Спорт», а позднее переименованная в «Исеть». На первом этаже вместо магазина разместили ресторан. В 1972 году здесь был открыт первый ресторан региональной кухни «Уральские пельмени».

Гостиница функционировала до 2002 года, после чего в 2003 году вновь закрылась на реконструкцию. Следующий период работы гостиницы охватил 2006–2013 годы, после чего здание пустовало.

Осенью 2015 года в здании гостиницы прошла третья Уральская индустриальная биеннале современного искусства. В 2017 году после согласования с Министерством культуры гостиница была передана в ведение областного правительства.

По состоянию на 2024 год, гостиница находится на реконструкции, нижние этажи здания заняты ресторанами.

Цирк

Екатеринбургский государственный цирк имени В. И. Филатова расположен в центре Екатеринбурга, на западном берегу реки Исети. Это как минимум третье стационарное здание цирка в Екатеринбурге.

Здание цирка в стиле советского модернизма было открыто 1 февраля 1980 года. Отличительной особенностью является купол — решётчатое ажурное сооружение, состоящее из полуарок. Арена рассчитана на 2558 мест, внутри есть два манежа: основной и репетиционный.

Цирк носит имя народного артиста СССР, талантливого дрессировщика Валентина Ивановича Филатова.

Благодаря оригинальной конструкции в новом цирке артисты могли выступать с самыми сложными номерами.

С 1996 года городской цирк стал площадкой для фестивалей циркового искусства. С 2008 по 2017 год здесь проходил Всемирный фестиваль клоунов.

Оригинальная отделка фасада придает зданию особенный характер. По эскизам и моделям группы московских мастеров, которую возглавлял заслуженный художник РСФСР Б. Широков, для фасада здания были выполнены 12 горельефов. Акробаты, клоуны, жонглеры, иллюзионисты, дрессировщики и животные — вот сюжеты скульптурных работ, общая площадь которых составила 260 м².

Архитектор - Ю.Л. Шварцбрейн.

Дом связи (Главпочтамт)

Здание построено в 1933 году по проекту архитекторов К. И. Соломонова и В. Д. Соколова. 24

Главпочтамт — один из главных символов уральского конструктивизма, у него сложная, асимметричная архитектура. В основном здании первоначально была стеклянная крыша (для экономии расходов на электроэнергию).

По первоначальному плану к зданию Главпочтамта нужно было пристроить здание «Клуба работников почты», но из-за больших расходов от этой идеи отказались, и уже внутри самого Главпочтамта появился своеобразный город в городе: в нём обустроили радиотеатр, зал для занятий спортом, детские ясли, столовую и медицинский пункт.

В годы Великой Отечественной войны во внутренний двор Главпочтамта со стороны улицы Толмачёва заезжал трамвай, на котором развозили корреспонденцию, также письма и документы развозили на лошадях (конюшня располагалась здесь же, во внутреннем дворе).

Свою основную функцию Главпочтамт выполняет до сих пор, и в наши дни в здании Главпочтамта работает «Почта России».

Дом Севастьянова

фотобанк Лори
фотобанк Лори

Большой трёхэтажный особняк построили в начале XIX века для горного чиновника Ивана Полкова.

В 1860 году его купил чиновник горного ведомства, предприниматель Николай Севастьянов, и до неузнаваемости перестроил здание. В его облике появились элементы в стиле классицизма готики, барокко и даже мавританского стиля. Через несколько лет после окончания строительства Севастьянов продал дом и уехал из города. В здании разместили Окружной суд.

После революции 1917 года дом Севастьянова занял областной совет профсоюзов.

В 90-е годы XX века кабинеты стали сдавать в аренду, и все помещения заняли офисы небольших компаний.

В связи с проведением саммита ШОС в Екатеринбурге, в 2008 году, потребовалось здание для встреч и приёмов. Дом Севастьянова был отреставрирован как место для встреч на высшем уровне и позже стал частью резиденции губернатора Свердловской области. Это место приёма официальных делегаций, в нём проходят отраслевые форумы и конференции, тематические выставки.

Познакомьтесь с другими материалами канала Культура Урала и не забудьте подписаться.

Материал Татьяны Мосуновой для Культура-Урала.РФ. Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов и оформления допускается только с письменного разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник.