Найти тему
Доступная среда

Как искусство помогает детям с ОВЗ: роль арт-терапии

Оглавление

Развитие и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требуют комплексного подхода, в который обязательно должна быть включена реабилитационная составляющая. Одним из таких мощных средств является арт-терапия. Её влияние на психоэмоциональное состояние детей, на их способности к общению и креативному мышлению неоценимо. Искусство помогает не только нормализовать эмоциональный фон, но и способствует развитию пространственного и логического мышления, побуждая детей активнее взаимодействовать с окружающим миром.

Виды арт-терапии для детей с ОВЗ

Арт-терапия представляет собой многогранную методику, которая объединяет несколько направлений, каждая из которых ориентирована на разные потребности детей с ОВЗ:

  1. Изотерапия — лечение рисованием. Особенно полезна для детей с гиперактивностью и аутизмом. Процесс создания визуальных образов помогает ребёнку успокоиться, сосредоточиться и раскрыть свой творческий потенциал. Дети учатся общаться с миром через искусство, а используемые материалы могут варьироваться от кистей и карандашей до сыпучих продуктов, листьев и грязи. Главное — дать ребёнку возможность экспериментировать и находить свои собственные способы самовыражения.
  2. Имаготерапия — театрализованная деятельность. Дети с ОВЗ участвуют в постановках, что позволяет им отыгрывать различные роли, тем самым учась проживать и преодолевать свои эмоциональные и поведенческие сложности. Примеряя на себя новые образы, они расширяют границы своего восприятия и учатся взаимодействовать с окружающими.
  3. Музыкотерапия — использование музыки для восстановления душевного равновесия. Эта методика базируется на научных исследованиях о влиянии звуков на организм человека. Через музыкальное творчество дети с ОВЗ могут обрести уверенность в себе, а также раскрыть свой потенциал.
  4. Сказкотерапия и библиотерапия — чтение сказок и литературы. Эти виды терапии помогают детям с ОВЗ усваивать важные культурные и моральные нормы. Чтение способствует развитию риторических навыков, улучшению коммуникации и обогащению внутреннего мира ребёнка.
  5. Игротерапия — обучение через игру. Игротерапия позволяет детям осваивать новые модели поведения и навыки. Специальное игровое оборудование, как и обычные подручные средства, стимулирует развитие воображения и креативности, помогает корректировать нарушения восприятия.

Специализированные игровые наборы для детей с ОВЗ

Для детей с ОВЗ создаются уникальные игровые комплекты, которые направлены на развитие всех аспектов восприятия. Одним из таких примеров является набор для визуально-сенсорного восприятия, включающий в себя «умные» игрушки — светящиеся мячики, музыкальные колокольчики, тактильные пазлы и генераторы белого шума. Все эти элементы развивают сенсорные способности ребёнка, координацию движений и зрительное восприятие.

Для детей с аутизмом разработаны специальные коммуникаторы, которые помогают устанавливать контакт с окружающими через голосовые сообщения. Такие наборы помогают улучшать концентрацию внимания и развивать социальные навыки.

Игровые комплекты для слабовидящих детей включают в себя акриловые буквы, фонарики и различные фигуры, которые можно использовать на светящейся поверхности. Это помогает детям развивать зрительные навыки и подготовиться к школе.

Приведем примеры

Комплексное развитие восприятия у детей с ОВЗ можно эффективно поддерживать с помощью набора для визуально-сенсорного восприятия, который включает в себя разнообразные «умные» игрушки. Среди них — барабаны и музыкальные колокольчики, издающие волшебные звуки при касании палочки или проигрывании встроенных мелодий, светящиеся мячики, тактильные пазлы «Сафари», генераторы белого шума, калейдоскопы, повторюшки, машинки с цвето- и звукоэффектами, вибрирующие зеркала с подсветкой и другие элементы. Особенно выделяется музыкальная гусеница Уля, которая предлагает два режима: создание собственных мелодий и прослушивание весёлых детских песен. Весь комплект направлен на развитие зрительного, слухового, тактильного и обонятельного восприятий, что помогает детям с ОВЗ лучше ориентироваться в мире, формировать понимание причинно-следственных связей и стабилизировать эмоциональное состояние.

Высокую результативность в работе с детьми с аутизмом демонстрирует специализированный набор для развития таких детей. В него входят коммуникаторы — настенный, портативный и семиуровневый, которые помогают устанавливать контакт через запись голосовых сообщений длительностью от 60 до 120 секунд. Также в комплекте есть сенсомоторная труба с эффектами света, звука и тактильных ощущений, подушки для улучшения координации и концентрации, массажная щётка, игра «крестики-нолики», которая оповещает о выигрыше световыми огоньками и приятной мелодией. Эти предметы помогают ребёнку успокаиваться, концентрироваться на интересных занятиях и развивать новые важные навыки взаимодействия и общения.

Светящийся набор для слабовидящих детей также отлично зарекомендовал себя в реабилитации. В его состав входят элементы, направленные на развитие зрительного восприятия, наблюдательности, координации движений, логического мышления и подготовки к чтению и письму. Основное преимущество набора — это возможность выкладывать элементы на светящуюся поверхность лайтбокса, что делает все предметы видимыми и доступными. В наборе представлены акриловые буквы русского и английского алфавита, цифры, деревянные разноцветные блоки, изометрические фигуры и фонарики. Игра с этим набором даёт детям новый зрительный опыт и помогает подготовиться к школьному обучению, облегчая их адаптацию к новым условиям.

Ранняя коррекция — залог успешного будущего

Коррекция нарушений здоровья у детей наиболее эффективна в раннем возрасте. Именно в этот период закладываются основы для полноценного развития. Родителям рекомендуется проконсультироваться с профессионалами, чтобы подобрать подходящие методы арт-терапии и игровые комплекты, которые можно использовать как на специальных занятиях, так и дома.

Еще больше интересных статей ищите на нашем сайте. Вступайте в нашу группу ВКонтакте.