Сейчас для «всестороннего развития темы» почитываю книжку по российской Гражданской войне от западного автора — британского историка Джонатана Смела, преподавателя по российской истории в лондонском университете королевы Марии.
Одно только название данной книги способно ввести читателя в ступор: «Гражданские войны в России, 1916–1926. Десять лет, которые потрясли мир».
Во-первых, почему это «гражданские войны»? Во-вторых, откуда взялась такая датировка, 1916 — 1926? Никогда ранее ни у одного автора я такой необычной периодизации не видел.
Хотя это правда, что единого мнения на тему того, когда началась и когда закончилась Гражданская война в России у историков нет. В советский период чаще всего упоминался промежуток 1918 — 1920 гг.
Сейчас часто указывают, что Гражданская война началась ещё в конце 1917 года (или даже раньше, привет Корниловскому выступлению), завершилась же — в 1922 году, с падением белого Приморья и ликвидацией большинства антибольшевистских «зеленых» выступлений.
Так а почему у этого англичанина взят промежуток в десять лет, не только же из-за аллюзии на Джона Рида в названии?
Нет, не только. Потому что начинает Смел со Среднеазиатского восстания 1916 года, а заканчивает... преобразованием Туркестанского фронта в Среднеазиатский военный округ. Произошло это, внезапно, в 1926 году. Вот вам и десять лет «гражданских войн».
Да, Джонатан Смел считает, что это была именно серия гражданских войн, среди которых конфликт «красные — белые» был лишь основным.
Но одновременно белые свергали эсеров, эсеры и анархисты боролись с белыми и красными, крестьянские восстания происходили в тылу у красных и у белых. Красная Армия воевала с петлюровцами, басмачами, поляками и так далее. Белые «деникинцы» воевали с махновцами, теми же петлюровцами, грузинами, горцами северного Кавказа...
Наконец, были на территории бывшей Российской империи целые войны, в которых вообще не было ни российских белых, ни российских красных (или же они там занимали второстепенные роли).
«...некоторые из самых ожесточенных кампаний велись между нерусскими меньшинствами бывшей империи: Армяно-азербайджанская война, Грузино-армянская война, Грузино-осетинский конфликт, Война ландесвера, Польско-литовская война, Украинско-польская война - вот основные примеры, хотя их гораздо больше.
Казаки, хотя и были скорее социальной кастой, чем настоящим этносом, также занимали видное место в рядах красной и белой армий...» (с) Д. Смел. Гражданские войны в России, 1916–1926. Десять лет, которые потрясли мир.
К этому следует прибавить продолжавшуюся Первую мировую войну, которая не могла не вызвать интервенции. При этом, как особо отмечает Смел, и красные латышские стрелки, и Чехословацкий корпус (без которого не возникло бы белого движения на востоке России в таких масштабах) — это тоже порождение дореволюционных времен, Первой мировой войны.
В результате обе «основные» стороны Гражданской войны обвиняли друг друга в сотрудничестве с иностранными державами.
С точки зрения Смела, дезинтеграция Российской империи не являлась делом рук большевиков или каких-то «иностранных недоброжелателей», но стала следствием длительного системного кризиса в стране, обостренного затянувшейся «бессмысленной и беспощадной» Первой мировой.
После которой весь Старый Свет уже не был прежним.
«Первым звонком» и стало Среднеазиатское восстание, потом — Февральская революция. Эти события происходили либо без участия большевиков, либо при их минимальном «вкладе».
Большевикам с их радикально-революционной риторикой в итоге удалось собрать большую часть бывшей Российской империи, хотя и не всю. По мнению Смела, красные победили, но не везде, это не была их «программа-максимум».
Советская власть пошла на внешние уступки (мирные договоры с Польшей и странами Балтики) и на внутренние уступки (НЭП).
«Конечно, вооруженное сопротивление деревни советской власти не терпелось и было жестоко подавлено в Тамбове, на Урале, в Западной Сибири и других местах, а Махно был изгнан из страны с таким количеством свинца в организме, что просто чудо, что он смог переплыть Днестр.
Но в течение десятилетия после большевистской революции 1917 года (и особенно в разгар НЭПа, в 1925-1926 годах), можно утверждать, что "советское крестьянство" пахало борозды, которые были гораздо более автономными, чем когда-либо в новейшей российской истории: российские крестьяне 1920-х годов, на самом деле, никак не были "советскими".
Как в 1918 году в Брест-Литовске большевики были вынуждены принять унизительный мирный договор с австро-германскими империалистами как цену за выживание, так и в 1921 году, сдавая "военный коммунизм" в обмен на НЭП, они поставили свои подписи под "крестьянским Брестом"...» (с) Д. Смел. Гражданские войны в России, 1916–1926. Десять лет, которые потрясли мир.
От себя замечу, что абсолютно тоже самое в разгар Гражданской войны могли сделать белые, но они занимались едва ли не противоположным, фактически помогая красным победить себя.
Кроме того, большевистская политика не являлась такой уж спонтанной: «поворот к середняку» в известном смысле наступил уже в 1919 году. Пока белые носились с возвращением имущества бывшим помещикам и «третьим снопом», красные отменили комбеды и навели относительный порядок в армии.
Любопытны и окончательные выводы Смела: он полагает, что сейчас на «главной повестке дня» будут стоять именно вопросы лимитрофов и периферий (книга вышла в 2017 году).
Российское общество в общем и целом относится к «красным и белым» как к прошлому, конфликт города и деревни тоже нынче не актуален.
«Напротив, вопросы, из-за которых велись многие другие "русские" гражданские войны, о которых идет речь в этом томе, - азербайджано-армянские столкновения, армяно-турецкие отношения, русско-украинские перипетии, русско-грузинские войны, мусульманские повстанческие движения на Северном Кавказе и определение гражданства в странах Балтии, - будучи размороженными окончанием холодной войны и распадом СССР, по-прежнему вполне себе живы...» (с) Д. Смел. Гражданские войны в России, 1916–1926. Десять лет, которые потрясли мир.
Ну здесь, что называется, без комментариев, в новостной ленте всё и так видно.
Я бы только добавил, что никуда не делась ещё и проблема Средней Азии. Только теперь она во многом переместилась в российские города, меняя таким образом общество и порождая новые проблемы...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, нажимайте на «колокольчик», смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем RUTUBE канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!