Найти тему
Медиапалуба

Как производятся тралы, которыми добывается половина российской рыбы – интервью с компанией «Фишеринг Сервис»

На прошедшем в сентябре Global Fishery Forum & Seafood Expo Russia мы познакомились с целым рядом интересных компаний, представивших свою продукцию на площадке петербургского «Экспофорума». Среди них – калининградский производитель разноглубинных и донных тралов «Фишеринг Сервис».

Для понимания приведем ряд их официальных показателей: ежегодно выпускают свыше 170 пелагических тралов; экспорт тралов «Атлантика» собственной разработки идет в 19 стран мира; используются они на борту порядка 300 траулеров; в постоянном штате 200 человек, основана компания более 30 лет назад. Плюс имеется список разных наград государственного и регионального уровня.

«Медиапалуба» побеседовала с заместителем директора компании Ильей Чеглаковым.

    Илья Чеглаков, заместитель директора «Фишеринг Сервис»
Илья Чеглаков, заместитель директора «Фишеринг Сервис»

П: У вас на стенде написано «Больше половины рыбы в России добыто тралами «Атлантика». Это действительно так? Как вы это посчитали?

– Это так. В России чуть меньше 190 рыболовных судов, которые могут использовать продукцию из нашей основной линейки тралов. На 160 из них мы уже поставляем промысловое вооружение. То есть почти на каждом средне- и крупнотоннажном траулере в России есть наш трал «Атлантика», который используется для добычи рыбы. Понятно, что многие компании стараются использовать орудия лова от разных производителей. Но основная часть самых эффективных судов, которые добывают рыбы больше других, используют в качестве основных тралы именно нашего производства.

Конечно, есть и другие источники рыбных ресурсов – донный промысел, ставные невода, сети, аквакультура. Но с точки зрения совокупного вылова — пелагический промысел обеспечивает основную часть рыбодобычи в России. Поэтому исходя из этих подсчетов, а также опираясь на ту информацию, которую предоставляю нам непосредственно судовладельцы – мы с уверенностью можем говорить про половину рыбы в России, добытой тралами «Атлантика».

П: Регионально вы где больше всего представлены?

– Все регионы России, где сосредоточен рыболовный флот, используют наши орудия лова. От Северо-Запада до Дальнего Востока: И Владивосток, и Камчатка, и Сахалин, и Мурманск, и Калининград – везде. Даже в Черном и Каспийском морях ведут промысел мелких видов рыбы нашими тралами. Понятно, что из-за глубин там не везде возможно использовать полноценные пелагические орудия лова. Но даже там есть рыбаки, которые следят за тенденциями и стремятся быть на пике промысловых технологий.

П: Насколько широкая номенклатура?

– Мы можем предложить пелагический трал для любого судна, начиная от 150 лошадиных сил до самых больших и мощных, которые только существуют. На сегодня в России компаний нашего уровня не осталось. Имеется ввиду тех, кто может самостоятельно конструировать, исследовать и выпускать материалы, у кого есть достаточный уровень компетенций конструкторского персонала, кто реально способен разработать что-то уникальное под нужды конкретного судна.

П: Где у вас расположено производство?

– Основное производство сосредоточено в городе Пионерском Калининградской области. Компания основана на базе цеха орудий лова бывшей Пионерской базы океанического рыболовного флота. В свое время в базе было около ста рыболовных судов, которые вели промысел в Северной Атлантике, в районах Африки и Южной Америки. Конечно с развалом Советского Союза большинство судов было продано, но цех орудий лова удалось сохранить, специалистов получилось удержать – тех, кто еще в советские времена занимались разработкой и созданием промыслового вооружения. Опираясь на эту, ещё советскую научную базу, повышая навыки и развивая компетенции уже 30 лет, сегодня мы можем предложить такие продукты, которые качественно превосходят буквально всех мировых конкурентов.

    Производство тралов / Фото: «Фишеринг Сервис»
Производство тралов / Фото: «Фишеринг Сервис»

П: Где берете сырье?

– Основная часть сырья в нашем производстве – это нейлон, из которого изготавливается канаты, канатные элементы, дель. Закупаем в основном в России, реже в Беларуси, это основные поставщики. Здесь российское сырье ничем не уступает лучшим мировым аналогам, и на него никоим образом не влияют санкции.

В то же время нам требуются повышенные характеристики всех частей орудий лова, а не только канатов. Трал сегодня – это сложная высоконагруженная инженерная конструкция, которая требует качества буквально в каждом элементе. Если где-то будет слабина – именно там и порвется орудие лова, и промысловое время будет потеряно.

К сожалению, не осталось каких-то частей, на которых можно сэкономить, чтобы обеспечить те результаты, которые рыбаки ожидают от промвооружения сегодня. И к сожалению, в России пока мы не можем найти поставщиков, которые могут выдавать стабильно устраивающий нас уровень качества по всей необходимой номенклатуре. Поэтому часть материалов по-прежнему приходится закупать за границей – это различные кованые стальные элементы, а также некоторые типы канатов.

Конечно мы надеемся, что в будущем местные производители появятся, и, наконец, по этим позициям мы также сможем провести импортозамещение.

П: После ухода иностранных конкурентов на этом рынке, я так понимаю, у вас количество клиентов выросло?

– Скажем так, всю историю компании мы работали на иностранных рынках. До 2014 года нашими основными клиентами были рыбаки из Исландии, Фарерских островов, Голландии, стран Африки. А на российском рынке мы были представлены в очень ограниченном объеме. Конечно, ситуация сильно поменялась в последние годы.

    Постановка трала у берегов Исландии / Фото: «Фишеринг Сервис»
Постановка трала у берегов Исландии / Фото: «Фишеринг Сервис»

П: То есть вы переквалифицировались.

– После 2014 года очень многие рыбодобывающие компании стали переориентироваться на российский рынок и российских поставщиков. И мы единственные могли предложить нашим рыбакам то качество, к которому они привыкли у европейцев. Хотя по факту — качество у нас выше, чем у иностранных производителей.

Сейчас мы практически полностью потеряли иностранные рынки, но для нас во многом расширился российский. В первую очередь за счет тех компаний, которые больше не могут покупать промвооружение за рубежом. Понятно, что потеряли чуть больше, чем приобрели в России. И в то же время нам приятно, что наши рыбаки сейчас получают лучшее сырье, которое доступно на рынке в нынешней ситуации. Мы стараемся помочь им сохранить и повысить тот уровень эффективности, который у них был с иностранными поставщиками.

П: Вы участвуете в проектах, которые строятся по инвестквотам? Общаетесь с проектантами?

– Большинство судов, которые строятся под инвестквоты, являются переосмыслением под российские реалии существующих иностранных проектов. Понятно, что иностранные проектанты стараются сделать так, чтобы под определенный тип судна шли орудия лова определенного поставщика из Европы. Но сейчас они не могут ничего оттуда поставить.

Новые траулеры обладают большой мощностью двигателя, мощной холодильной установкой и производительной фабрикой, поэтому они должны ежедневно показывать высокие результаты вылова. И поэтому все современные российские суда, которые за последние два года вышли на промысел, имеют на борту наши орудия лова в качестве основных для ежедневного промысла.

Мы общаемся с проектантами, с самими судовладельцами, которые заказывают новые суда. Наш уровень компетенции позволяет что-то посоветовать, в чем-то помочь, подсказать какие-то специфические нюансы, которые не всегда сам судовладелец сможет формулировать при постановке задачи на конструирование. Понятно, что у каждого судовладельца есть свое видение, но по крайней мере мы можем дать какие-то свои экспертные оценки, как выбранное решение будет работать с новым орудием лова. Хотя, для нас, конечно, не составит труда модернизировать трал под абсолютно любую конструкцию судна.

    Производство тралов / Фото «Фишеринг Сервис»
Производство тралов / Фото «Фишеринг Сервис»

П: Вообще интересно, в какую сторону сейчас развиваются инженерная мысль в части рыболовного оборудования? Какие-то новые технологии, новые материалы, может быть?

– Есть существенная эволюция в материалах. В разноглубинном промысле все начиналось с крученых канатов из натуральных материалов. Понятно, что такие канаты сильно впитывают влагу, быстро изнашивается. Когда появились более прочные искусственные волокна, все сразу перешли на них. Но крученый канат под нагрузкой со временем сильно раскручивается, поэтому трал даже с современными материалами относительно быстро терял свою форму. Это, соответственно, влияло и на показатели вылова.

После крученых канатов рыбаки перешли на плетеные канаты – следующий этап развития материалов. Плетеный канат при нагрузке не раскручивается и максимально долго сохраняет свои заводские параметры. Сейчас в отрасли условным стандартом считается использование плетеных канатов из нейлона. Хотя до сих пор некоторые иностранные производители пытаются предлагать использовать значительно более дешевый и менее пригодный полистил.

В чем же плюс нейлона для использования на промысле? Трал при буксировании в воде может подвергаться серьезным нагрузкам. Соответственно при повышенных нагрузках канаты могут вытягиваться. Например, при резком повороте судна с тралом, зацепе за грунт. Если у каната нет достаточной эластичности, он под нагрузкой растянется и не вернёт свои геометрические размеры — трал потеряет изначальную форму. Так вот канаты, сделанные из нейлона, могут отыгрывать изменение длины после прекращения повышенных нагрузок, и, соответственно, позволяют сохранить правильную форму трала.

Следующий этап развития – это нейлоновые канаты с оплеткой. Мы оплетаем наш типовой канат плотным полиэтиленом — получается канат ПЭН. Оплетка защищает внутренний канат от истирания и не позволяет ему впитывать много воды. Это особенно важно в морозную погоду — трал наматывается на барабан и, если в канатах осталось много воды, он смёрзнется и при постановке отдельные элементы будет рваться. Соответственно, канат в оплётке продлевает службу тралу, особенно в суровых условиях.

Но мы на этом не останавливаемся и двигаемся дальше — в этом году презентовали нашим клиентам плетеный канат из готовых нейлоновых шнуров. Он лучше ведет себя под нагрузкой, меньше подвержен истиранию. При долговременном использовании, даже если отдельный шнур износился и порвался, канат практически полностью сохраняет свою прочность, потому что другие 15 шнуров в нем останутся целыми. Уверены, что рыбаки оценят такую разработку и уже в ближайшем будущем станут чаще его заказывать и использовать.

    Производство тралов / Фото «Фишеринг Сервис»
Производство тралов / Фото «Фишеринг Сервис»

П: А что по части пропитки канатов?

– Мы постоянно работаем над составами, которым пропитываются канаты. Суть пропитки в том, чтобы канат дольше сохранял свою первичную форму. Как только канат начинает «мочалиться» – он начинает рваться. За последние два года мы перебрали порядка двух десятков поставщиков различных пропиток, протестировали больше 40 образцов и подобрали подходящие для нас варианты. Скажем так, перешли на пропитку даже лучшего качества, чем та, которую используют все лидирующие европейские поставщики канатов. И которую мы также ранее закупали вместе с ними в Европе.

Еще важный момент — это цепи, которые используются в нижней подборе трала. У нас в северных морях, особенно на промысле минтая, трал должен постоянно идти в касание с грунтом, чтобы собирать достаточный объем рыбы с придонного слоя воды. И чем качественнее будет цепь, тем дольше она будет сохранять заявленную прочность при трении о грунт, а значит и дольше будет служить весь трал в целом. Ведь порыв цепи — это ремонт орудия лова на берегу. Цепь, которую мы используем сегодня, превосходит по всем параметрам те образцы, которые поставляют компании из Европы. Буквально каждую партию мы тестируем на разрыв и проверяем качество сварки, поэтому в последние годы у рыбаков к нам нет никаких претензий по качеству цепей. Это в целом позиция нашей компании — для рыбаков выбирать то, что будет максимально соответствовать их ожиданиям, чтобы на промысле не возникало никаких проблем.

    Производство тралов / Фото: «Фишеринг Сервис»
Производство тралов / Фото: «Фишеринг Сервис»

П: А сервис, ремонт, вы оказываете?

– Конечно. Что-то делаем непосредственно на территории нашей производственной базы в Пионерском, но, чтобы максимально быстро осуществить текущей ремонт, надо быть близко к району промысла. Поэтому недавно мы запустили полноценные ремонтные цеха во Владивостоке и в Петропавловске-Камчатском. Пока судно находится на межрейсовом обслуживании, специалисты с нашими технологическими картами и нашими материалами способны быстро восстановить орудие лова и привести трал к тому состоянию, которое было изначально конструктивно заложено.