16 октября, по новому стилю, отмечается память святого Дионисия Ареопагита, который жил в Афинах в I веке. Согласно преданию, он был учеником апостола Павла и первым епископом своего города. В 95 году по приказу папы Климента святой Дионисий был отправлен в Галлию с целью проповедовать христианство. Однако его миссия закончилась трагически: через год он погиб от рук язычников. За свою жизнь Дионисий оставил несколько сочинений, известные в V веке под названием «Ареопагитики», которые оказали значительное влияние на развитие христианской философии и богословия.
На Руси этот день отмечался не только в религиозном контексте, но и был насыщен народными поверьями и традициями. С приходом осени считалось, что на землю выходят злые духи, известные как осенние лихорадки, которые могли вызывать болезни. Русские верили, что эти духи способны проникать в человека различными путями — через одежду или даже в виде соринки, попадающей в глаз. Чтобы защитить себя от лихорадок, люди носили с собой осиновую кору, считая ее мощным амулетом. В домах часто хранили осиновое полено, которое использовали в качестве средства от недомоганий: если сводило ноги — клали их на полено, а при головной боли — ложились на него головой.
Также 16 октября ассоциировался с опасностью сглаза. В народе говорили: «Денис — лихого глаза берегись». Чтобы защититься от сглаза, порчи и других негативных влияний, использовали лук, чеснок, редьку и соль. Считалось, что соль и редька способны «выедать» злые слова, написанные на бумаге, а запах чеснока и лука отпугивает нечистую силу. В этот день люди практиковали разные заговоры против сглаза и старались избегать общения с теми, кого считали обладателями «дурного глаза», особенно среди кареглазых и черноглазых.
Таким образом, память святого Дионисия Ареопагита стала не только духовным праздником, но и важной частью народной культуры, обогащенной верованиями и традициями, которые передавались из поколения в поколение. Эти поверья, зародившиеся в далеком прошлом, продолжают жить и сегодня, подчеркивая связь между духовной и материальной культурой народа.