Итак, что же это такое? Кто то скажет, что это та преобразовательная техника, которая управляет электродвигателем, кто то скажет, что это электродвигатель (ну он же крутит, электроприводит в движение!), кто то скажет, что это и преобразователь и электродвигатель.
А вот что нам говорит об этом нейросетка Яндекс и ведь она права! Если вы откроете любой из учебников по электроприводу, вы найдете информацию, что электропривод это целая электросистема, которая может включать в себя как электрическую составляющую, так и кусок механической. Вот, например, учебник по электроприводу Дальневосточного федерального университета за авторством Н.М. Марченко что нам говорит:
То есть электропривод - это целая система, которая включает как устройства подающие на электродвигатель ток и напряжение, так и устройства передающие вращение от электродвигателя самому механизму.
Давайте уже на примерах попробуем разобрать, итак:
Пример 1: Насос обыкновенный центробежный - 1шт. (тип сами поставьте любой как и мощность). Для управления электродвигателем мы имеем автоматический выключатель + контактор. Со стороны приводного вала у нас есть муфта, которая соединяет вал электродвигателя с валом насоса. Электроприводом в этом случае будет: контактор (устройство подающее напряжение и ток на электродвигатель), сам электродвигатель и муфта соединения электродвигателя с насосом, но, если быть честным до конца, то только половина муфты, которая на валу электродвигателя. Вторая половина муфты, которая на валу насоса, уже не электропривод и является заботой (или проблемой) механиков (гидравликов, слесарей и пр. специалистов по насосам). Вместо контактора можно поставить преобразователь частоты или устройство плавного пуска, суть от этого не поменяется. Автоматический выключатель не входит в область электропривода, он из области электроснабжения, хоть они и находиться могут в одном шкафу, на одной стойке. Но, если идет именно сборка автомат + контактор в одном монолитном устройстве (такие делает Siemens и Schneider electric и много кто еще), то приходиться исходить из "географических" нюансов и автомат тоже причислять к электроприводу.
Пример 2: Конвейер необыкновенный длинный узкий - 1шт. с преобразователем частоты, электродвигателем, редуктором, приводным барабаном и кучей датчиков контроля и безопасности. Сразу уточним, что редуктор может быть как классического исполнения, где есть электродвигатель + муфта + редуктор, так и мотор-редуктором, когда между электродвигателем и редуктором есть только тоненький слой герметика, а первая шестерня редуктора сидит на валу электродвигателя и и сам мотор-редуктор единое неделимое устройство.
Обсуждение про плюсы и минусы этих схем электропривода обсудим в следующих статьях, пока же вернемся к примеру конвейера. И получается, что электроприводом конвейера будет: преобразователь частоты + электродвигатель + редуктор. Муфта соединения редуктора с механизмом, может входить в электропривод, а может не входить, а может отсутствовать, это небольшая, но достаточно важная и достаточно не дешевая составляющая, которую надо учитывать при проектировании и/или закупке системы электропривода. И лучше пусть будут о муфте помнить и электрики и механики, и обсуждать это, чем обе стороны забудут и будут долго и вдохновлено ругаться на эту тему.
Отдельно отметим, если в объем поставки ПЧ входит автоматический выключатель, то он является неотъемлемой частью преобразователя частоты и электропривода в частности. Обратная закономерность тоже действует: если у вас в ПЧ стоит автоматический выключатель, и кабельная линия достаточно коротка (от трансформатора за стенкой до ПЧ 0,5м), то нет смысла ставить отдельный автомат. Если же у вас намечается полноценное РУ-0,4кВ (или 0,69кВ), то не важно, есть у вас в ПЧ автомат или нет, в РУ он будет, но селективность ни кто не отменял, так что будьте добры, учитывать и соблюдать.
"А что насчет преобразователей 3,3кВ; 6кВ; 10кВ?" спросите вы. А все в порядке, принцип тот же. Только более конкретнее все выражено: вместо автоматического выключателя целая ячейка отходящей линии (ну а как иначе, выше 1000В, надо соответствовать ПУЭ и правилам безопасности, в том числе). Преобразователь частоты тоже сильно выделяется и, даже может оказаться в отдельном помещении. Другое дело, что в поставке преобразователя частоты может оказаться высоковольтная ячейка, этакий "встроенный" автоматический выключатель, ну дак это на стадии проработки поставки все решается - на сколько вам это нужно и актуально, и, опять же: если ячейка питания в составе поставки преобразователя частоты, то она тоже является частью электропривода.
Итак, выводы!
1. Электропривод это система с источником электрической мощности для электродвигателя, самим электродвигателем, механическим передаточным устройством, которое соединяет электродвигатель непосредственно с механизмом.
2. Границы электропривода со стороны электриков определяют заинтересованные люди, зачастую, это тот самый спор, в котором родится истина.
3. Границы электропривода со стороны механиков так же определяют заинтересованные стороны, и, даже если в споре не родится истина, она родится по поле вышестоящего руководства.
Если есть что добавить или обсудить по данной статье, добро пожаловать в комментарии.