Найти в Дзене
Веселый приводчик

Что такое электропривод?

Итак, что же это такое? Кто то скажет, что это та преобразовательная техника, которая управляет электродвигателем, кто то скажет, что это электродвигатель (ну он же крутит, электроприводит в движение!), кто то скажет, что это и преобразователь и электродвигатель. А вот что нам говорит об этом нейросетка Яндекс и ведь она права! Если вы откроете любой из учебников по электроприводу, вы найдете информацию, что электропривод это целая электросистема, которая может включать в себя как электрическую составляющую, так и кусок механической. Вот, например, учебник по электроприводу Дальневосточного федерального университета за авторством Н.М. Марченко что нам говорит: То есть электропривод - это целая система, которая включает как устройства подающие на электродвигатель ток и напряжение, так и устройства передающие вращение от электродвигателя самому механизму. Давайте уже на примерах попробуем разобрать, итак: Пример 1: Насос обыкновенный центробежный - 1шт. (тип сами поставьте любой как и

Итак, что же это такое? Кто то скажет, что это та преобразовательная техника, которая управляет электродвигателем, кто то скажет, что это электродвигатель (ну он же крутит, электроприводит в движение!), кто то скажет, что это и преобразователь и электродвигатель.

А вот что нам говорит об этом нейросетка Яндекс и ведь она права! Если вы откроете любой из учебников по электроприводу, вы найдете информацию, что электропривод это целая электросистема, которая может включать в себя как электрическую составляющую, так и кусок механической. Вот, например, учебник по электроприводу Дальневосточного федерального университета за авторством Н.М. Марченко что нам говорит:

ПЭЭ - преобразователь электрической энергии, может оказаться просто контактором
ЭД - электродвигатель
МП - механизм передачи энергии вращения исполнительному механизму
УИУ - устройство интеллектуальное управления, следит за всем сразу
ПЭЭ - преобразователь электрической энергии, может оказаться просто контактором ЭД - электродвигатель МП - механизм передачи энергии вращения исполнительному механизму УИУ - устройство интеллектуальное управления, следит за всем сразу

То есть электропривод - это целая система, которая включает как устройства подающие на электродвигатель ток и напряжение, так и устройства передающие вращение от электродвигателя самому механизму.

Давайте уже на примерах попробуем разобрать, итак:

Пример 1: Насос обыкновенный центробежный - 1шт. (тип сами поставьте любой как и мощность). Для управления электродвигателем мы имеем автоматический выключатель + контактор. Со стороны приводного вала у нас есть муфта, которая соединяет вал электродвигателя с валом насоса. Электроприводом в этом случае будет: контактор (устройство подающее напряжение и ток на электродвигатель), сам электродвигатель и муфта соединения электродвигателя с насосом, но, если быть честным до конца, то только половина муфты, которая на валу электродвигателя. Вторая половина муфты, которая на валу насоса, уже не электропривод и является заботой (или проблемой) механиков (гидравликов, слесарей и пр. специалистов по насосам). Вместо контактора можно поставить преобразователь частоты или устройство плавного пуска, суть от этого не поменяется. Автоматический выключатель не входит в область электропривода, он из области электроснабжения, хоть они и находиться могут в одном шкафу, на одной стойке. Но, если идет именно сборка автомат + контактор в одном монолитном устройстве (такие делает Siemens и Schneider electric и много кто еще), то приходиться исходить из "географических" нюансов и автомат тоже причислять к электроприводу.

Вот как то так, достаточно удобно, хоть и совсем не бюджетно.
Вот как то так, достаточно удобно, хоть и совсем не бюджетно.

Пример 2: Конвейер необыкновенный длинный узкий - 1шт. с преобразователем частоты, электродвигателем, редуктором, приводным барабаном и кучей датчиков контроля и безопасности. Сразу уточним, что редуктор может быть как классического исполнения, где есть электродвигатель + муфта + редуктор, так и мотор-редуктором, когда между электродвигателем и редуктором есть только тоненький слой герметика, а первая шестерня редуктора сидит на валу электродвигателя и и сам мотор-редуктор единое неделимое устройство.

Классическая схема: электродвигатель + муфта + редуктор
Классическая схема: электродвигатель + муфта + редуктор
Мотор-редуктор с первичной шестерней на валу электродвигателя
Мотор-редуктор с первичной шестерней на валу электродвигателя

Обсуждение про плюсы и минусы этих схем электропривода обсудим в следующих статьях, пока же вернемся к примеру конвейера. И получается, что электроприводом конвейера будет: преобразователь частоты + электродвигатель + редуктор. Муфта соединения редуктора с механизмом, может входить в электропривод, а может не входить, а может отсутствовать, это небольшая, но достаточно важная и достаточно не дешевая составляющая, которую надо учитывать при проектировании и/или закупке системы электропривода. И лучше пусть будут о муфте помнить и электрики и механики, и обсуждать это, чем обе стороны забудут и будут долго и вдохновлено ругаться на эту тему.

Отдельно отметим, если в объем поставки ПЧ входит автоматический выключатель, то он является неотъемлемой частью преобразователя частоты и электропривода в частности. Обратная закономерность тоже действует: если у вас в ПЧ стоит автоматический выключатель, и кабельная линия достаточно коротка (от трансформатора за стенкой до ПЧ 0,5м), то нет смысла ставить отдельный автомат. Если же у вас намечается полноценное РУ-0,4кВ (или 0,69кВ), то не важно, есть у вас в ПЧ автомат или нет, в РУ он будет, но селективность ни кто не отменял, так что будьте добры, учитывать и соблюдать.

"А что насчет преобразователей 3,3кВ; 6кВ; 10кВ?" спросите вы. А все в порядке, принцип тот же. Только более конкретнее все выражено: вместо автоматического выключателя целая ячейка отходящей линии (ну а как иначе, выше 1000В, надо соответствовать ПУЭ и правилам безопасности, в том числе). Преобразователь частоты тоже сильно выделяется и, даже может оказаться в отдельном помещении. Другое дело, что в поставке преобразователя частоты может оказаться высоковольтная ячейка, этакий "встроенный" автоматический выключатель, ну дак это на стадии проработки поставки все решается - на сколько вам это нужно и актуально, и, опять же: если ячейка питания в составе поставки преобразователя частоты, то она тоже является частью электропривода.

Итак, выводы!
1. Электропривод это система с источником электрической мощности для электродвигателя, самим электродвигателем, механическим передаточным устройством, которое соединяет электродвигатель непосредственно с механизмом.

2. Границы электропривода со стороны электриков определяют заинтересованные люди, зачастую, это тот самый спор, в котором родится истина.

3. Границы электропривода со стороны механиков так же определяют заинтересованные стороны, и, даже если в споре не родится истина, она родится по поле вышестоящего руководства.

Если есть что добавить или обсудить по данной статье, добро пожаловать в комментарии.