Найти тему
БИЗНЕС Online

«Показания были получены после суток, проведенных в ИВС»: о чем заговорили фигуранты дела «дома смерти»

Оглавление

Обвиняемых привезли в суд. Врача-психиатра отпустили, а помощник нотариуса заявила о давлении

Советский районный суд Казани продлил меры пресечения в отношении четырех фигурантов дела о «доме смерти» в поселке Щербаково. За что смягчили меру пресечения врачу-психиатру Александру Давыдову, в чем обвиняла следователя помощник нотариуса Юлия Зайцева и как оборонялись Чулпан Мифтахова и Ирина Белозерова, получившая недвижимость на 100 с лишним миллионов рублей? Подробности — в репортаже «БИЗНЕС Online» из зала суда.

   Советский районный суд Казани рассмотрел ходатайства о продлении мер пресечения в отношении четырех фигурантов уголовного дела по «дому смерти» в Щербаково. Первым в очереди на продление из списка обвиняемых был Давыдов
Советский районный суд Казани рассмотрел ходатайства о продлении мер пресечения в отношении четырех фигурантов уголовного дела по «дому смерти» в Щербаково. Первым в очереди на продление из списка обвиняемых был Давыдов

Как выпустили из-под «домашки» врача-психиатра

Следственный комитет республики продолжает расследование уголовного дела по «дому смерти» в Щербаково. Сегодня Советский районный суд Казани рассмотрел ходатайства о продлении мер пресечения в отношении четырех фигурантов: врача-психиатра Александра Давыдова, помощника нотариуса Юлии Зайцевой, хозяйки «дома смерти» Чулпан Мифтаховой и племянницы скончавшейся пенсионерки Алевтины Канашевой Ирины Белозёровой.

Первым в очереди на продление из списка обвиняемых был Давыдов. Он пришел в суд «своим ходом» в компании адвоката — Елены Шушиной. Федеральному судье Сергею Аптулину он рассказал, что работаем врачом-психиатром в частной «Клинике семейной медицины+». Давыдова обвиняют в коммерческом подкупе (ч. 1 ст. 204.2 УК РФ), ему грозит лишение свободы сроком до трех лет.

По версии СКР и МВД, летом прошлого года до конца «неустановленные лица в составе организованной группы» склонили 76-летнюю Алевтину Канашеву к подписанию генеральной доверенности, которую получили благодаря «липовой» справке, выданной Давыдовым. На основании данной бумаги они переписали ее имущество на сумму более 100 млн рублей — частный дом в Кировском районе, две квартиры в доме на улице Достоевского и 100% доли в уставном капитале ООО «Франт», на балансе которого были торговые площади на ул. Декабристов возле Московского рынка. Имущество досталось Ирине Белозеровой, дальней родственнице пенсионерке. Через несколько дней после переоформления имущества Канашева скончалась в частном доме престарелых в Щербаково.

Следователь по особо важным делам СК РФ по РТ Айрат Гиниятуллин уточнил, что срок предварительного следствия продлен до 15 января 2025 года. А в отношении Давыдова просил суд изменить избранную меру пресечения с домашнего ареста на запрет определенных действий. К слову, под домашним арестом Давыдов должен был находиться до 4 ноября, но учитывая, что саммит БРИКС уже через неделю, продление мер пресечения рассматривается раньше установленного срока.

Следователь уточнил, что Давыдов свою вину признал полностью, сотрудничает с органами следствия, способствует раскрытию преступления. Потому СКР не против разрешить ему ходить на работу с запретом покидать место жительства с 10 вечера до 6 утра, а также общаться с потерпевшими, свидетелями и обвиняемыми.

На вопрос судьи, что поспособствовало изменить следствию избранную меру пресечения, Гиниятуллин пояснил, что Давыдов изобличает других участников преступления. И тут же добавил, что для смягчения меры пресечения есть все основания. Судья согласился.

   Следствие считает, что Зайцева использовав свои должностные полномочия, незаконно выдала племяннице 76-летней Алевтины Канашевой — дальней родственнице Ирине Белозеровой — генеральную доверенность
Следствие считает, что Зайцева использовав свои должностные полномочия, незаконно выдала племяннице 76-летней Алевтины Канашевой — дальней родственнице Ирине Белозеровой — генеральную доверенность

Зайцева: «Сказали, повезут в суд, и в ближайший год-два я не увижу детей»

Юлия Зайцева рассказала суду, что замужем, воспитывает двоих детей. Работает помощником нотариуса Алсу Георгиади-Авдиенко. Зайцеву обвиняют в ч. 1 ст. 202 УК РФ («Злоупотребление полномочиями частными нотариусами»). Ей грозит лишение свободы сроком до 3-х лет.

Следователь пояснил суду, что Зайцева временно исполняла обязанности нотариуса в нотариальной конторе на Маяковского. Следствие считает, что Зайцева использовав свои должностные полномочия, незаконно выдала племяннице 76-летней Алевтины Канашевой — дальней родственнице Ирине Белозеровой — генеральную доверенность.

На основании документа Белозерова переписала с пенсионерки все имущество, сумму которого следователи оценили более чем в 100 млн рублей.

Зайцеву к ответственности привлекли 5 сентября, ей избрали меру пресечения в виде домашнего ареста. Причастность подтвердили допрошенные свидетели, изъятые доказательства, но главное — сама Зайцева. Во время исследования материалов дела, судья Апулин уточнил у Зайцевой, почему во время повторного допроса ее показания изменились.

   Адвокат подозреваемой Игорь Гатауллин поведал суду, что еще в 2016 году Канашева составила завещание на имя Белозеровой
Адвокат подозреваемой Игорь Гатауллин поведал суду, что еще в 2016 году Канашева составила завещание на имя Белозеровой

— Вас допросили 4 сентября, здесь есть фраза: «Вчера я дала показания, они были не правдивые, а сейчас я говорю правду», — уточнил судья с просьбой объяснить.

— Показания были даны в качестве свидетеля о том, что доверенность была мною удостоверена с соблюдением регламента основ законодательства в нотариате, что дееспособность Канашевой была установлена, что она собственноручно подписала доверенность и точно знала, на что выдается доверенность, и все последствия были ей разъяснены, — пояснила она.

— 3 сентября вас допросили в качестве свидетеля, а 4 сентября в качестве подозреваемой, и вы дали другие показания. В связи с чем?

—В связи с тем, что они [показания] были получены после суток, проведенных в ИВС, и была большая вероятность, что судом будет проведен арест с лишением свободы, — добавила Зайцева.

— Вы дали показания под давлением тех, кто вам избирает строгую меру пресечения?

— Да.

Адвокат подозреваемой Игорь Гатауллин поведал суду, что еще в 2016 году Канашева составила завещание на имя Белозеровой. А в 2022 году Канашева выдала доверенность на имя Белозеровой на продажу одной из квартир. Доверенность, по словам адвоката, заверил президент нотариальной палаты Татарстана. Лишь через год Белозерова и Канашева приехали за доверенностью к Зайцевой, которая, по словам адвоката, не нарушала требования регламента и была уверена в дееспособности пенсионерки.

«Скрываться не собираюсь, у меня на иждивении дети, одна школьница и студентка. Двое престарелых родителей, которые проживают совместно [с нами] с хроническими заболеваниями. К следователю буду являться вовремя», — уточнила она.

Также Зайцева рассказала суду, что во время обыска в ее доме, из сейфа были изъяты $14 тыс. (говорит, что деньги ее отца), а также документы. Обвиняемая добавила, что во время подписания явки с повинной следователь пообещал вернуть деньги.

В ответ на ваше признание было обещание вернуть деньги? — переспросил адвокат.

— Получается, что так, — ответила Зайцева.

— То есть, вам сказали, что вас арестуют по статье 159 [Мошенничество], если вы не признаете статью 202 [Злоупотребление полномочиями частными нотариусами]?

— Да, сказали, что вместе со всеми повезут в суд и в ближайший год-два я могу оказаться в следственном изоляторе и не увижу детей, — добавила Зайцева.

   Ключевых фигуранток дела, рассмотрели в последнюю очередь
Ключевых фигуранток дела, рассмотрели в последнюю очередь

При этом Зайцева подчеркнула две вещи. Первое — почему-то никуда не жаловалась. Второе — следователь был другой. Кто именно — она не назвала.

Гиниятуллин парировал: заявил, что давления на Зайцеву не оказывали, и она была допрошена в присутствии договорного адвоката, которого уже поменяла. «С целью избежать справедливого, сурового наказания она меняет показания, тем самым оговаривая следователя и руководителя следственной группы. Никакого давления не было», — добавил следователь.

Выслушав стороны, судья удалился в совещательную комнату и постановил: Зайцева останется под домашним арестом до 19 января 2025 года.

«Она добровольно прилетела в Казань»

Ключевых фигуранток дела, рассмотрели в последнюю очередь. В зал суда Чулпан Мифтахову и Ирину Белозерову доставил конвой из следственного изолятора.

Первую обвиняют в организации того самого пансионата и мошенничестве. А вторую — в особо крупном мошенничестве, то есть присвоении имущества Канашевой.

Обеим грозит лишение свободы сроком до 10 лет. Гиниятуллин просил суд продлить срок содержания в СИЗО в отношении обеих фигуранток.

Адвокатов, к слову, было больше чем подозреваемых, интересы Белозеровой сегодня представляли Марсель Тимаев и Эдуард Гайнуллин, а Мифтаховой — Рафис Хасаншин.

   Чулпан Мифтаховой и Ирине Белозеровой грозит лишение свободы сроком до 10 лет
Чулпан Мифтаховой и Ирине Белозеровой грозит лишение свободы сроком до 10 лет

Хасаншин пояснил суду, что Мифтахова является многодетной матерью, и содержание под стражей мешает участвовать ей в воспитании детей. «Она готова сотрудничать, излагает все обстоятельства подробно, органы следствия сведения получили исключительно из ее показаний. Прошу уважаемый суд избрать в отношении Мифтаховой иную меру пресечения: либо домашний арест, либо запрет определенных действий», — подытожил Хасаншин.

Защитники Белозеровой также не согласились с ходатайством следствия и попросили суд смягчить меру пресечения. Гайнуллин указывал на необоснованность и безосновательные предположения.

   Белозерова и Мифтахова останутся в СИЗО до 19 января 2025 года
Белозерова и Мифтахова останутся в СИЗО до 19 января 2025 года

«До момента задержания Белозерова не имела никакой меры пресечения. Получив сведения о том, что следствие интересуется Белозеровой, она добровольно прилетела в Казань [из города Сочи] и сообщила об этом в правоохранительные органы», — уточнил Гайнуллин.

Однако и здесь судья, выслушав стороны, постановил «удовлетворить ходатайство следователя». Белозерова и Мифтахова останутся в СИЗО до 19 января 2025 года.

Альбина Фархутдинова

Фото: Альбина Фархутдинова