Найти тему
Avia.pro - СМИ

Почему Александр III решил выгнать всех евреев из Москвы

Оглавление

евреи, вечные странники и по совместительству лучшие объекты для изгнания во все времена. Их как-то мистическим образом притягивает к местам, откуда их потом с завидной регулярностью выгоняют. И конечно же, дело всегда «не в них», а в «окружающих». Традиция? Определенно. Кто-то выжил из ума или все гораздо прозаичнее?

Давайте разберемся, почему же Александр III вдруг решил выгнать всех молодых евреев из Москвы. Ну, а то, что произошло — это не просто случайная историческая коллизия, результат длительных накоплений, политинтриг и старых, как мир предубеждений.

Откуда евреи появились в Москве: случайность или хитроумный план?

Спросите любого историка, и он скажет, что евреи до конца XVIII века в России были не только редкостью, но и практически экзотикой. Чтобы они могли жить здесь, необходимо было пройти серию нелегких испытаний, начиная с добровольного крещения и заканчивая необходимостью выбрать новое благозвучное имя и семью русского человека. «Ну, синагоги-то где?» — спросите вы. А нигде! Их попросту не было!

-2

Но вот произошел невероятный казус. Появилась на троне Екатерина II, которая, несмотря на официальное крещение, была немкой в ​​душе и по жизни. И что делает немка? Она, конечно же, решает, что евреи тоже могут принести России пользу! А где выгода, там и бизнес, и всякие послабления. И вот потекли евреи в Россию. Правда, поначалу жить им разрешили не везде, а только в строго обозначенной зоне — под названием «черта оседлости».

«Черта оседлости» или как правильно ограничить чужаков

Вам может показаться, что «черта оседлости» — это какой-то магический барьер, который отделял приезжих от всей местной цивилизации. И вы будете правы, но не совсем. Эта черта была вполне доступной и жесткой: можно было жить только на строго ограниченных территориях. Исключения делались лишь для тех, кто умел вертеться: купцы первой гильдии, лица с высшим образованием, ремесленники и отставные военные и караимы. Остальные же могли только мечтать о покорении таких городов, как Москва.

-3

Однако по мере того, как Российская империя урегулировала и заглатывала новые земли, там, вместе с территориями, попадали жители-евреи. Так, после раздела Польши в конце XVIII века, в состав России вошли Западная Белоруссия, Литва и Бессарабия — места, где жили многочисленные евреи. Вот так они и стали гражданами Российской империи, но с ограничениями.

В Москве же им дозволялось жить в Китай-городе. Это было связано в первую очередь с созданием условий для русского бизнеса — купеческого, торгового. Устранение конкурентов, если хотите, либо просто забота о комфорте прежде всего коренного населения России.

Александр III и его московская «гениальная» идея

Итак, на дворе 1891 год. В Москве царит процветание, еврейские купцы, ремесленники и банки пышно развиваются, конкурируя с русскими торговцами. И тут генерал-губернатором Москвы назначили Сергея Александровича, брата императора Александра III, с новой инициативой: выгнать всех евреев из Москвы. Причина? О, все просто! Евреи, мол, создают «нездоровую конкуренцию», мешают честным русским купцам и ремесленникам зарабатывать на хлеб. Логика железная, правда?

-4

Идея Сергея заключалась в том, чтобы сделать Москву «чистой», лишив ее нечестных конкурентов, к которым относились еврейские торговцы и ремесленники. Под предлогом заботы о бизнесе принимается указание о немедленном выселении всех мастеров, ремесленников и отставных военных из Москвы и Московской области. Да, аккурат в канун еврейской Пасхи. Примерно 25-35 тысяч человек — около 3% населения города — должны были быть немедленно высланы из Москвы.

Как выселение стало публичным шоу

Как бы парадоксально это ни звучало, но 28 марта того же года в московских газетах было объявлено о массовом выселении. И тут начинается настоящее шоу. Полиция, как натренированная команда охотников, начинает выслеживать нелегальных жителей, тех, кто остался в городе под разными предлогами. Ремесленников и торговцев, мастеров и военных выгнали под предлогом защиты экономики.

Евреи как козлы отпущения: не новое явление

Здесь важно понимать, что к 1891 году евреев уже давно сделали козлами отпущения. Они составляли около 20% купечества высшей гильдии, и их успех на торговых предприятиях вызывал у многих раздражение. Более 90% московских молодых людей были заняты в прибыльных делах, что оказывало им влияние на рынок. Поэтому выселение было направлено не только против бедных ремесленников, но и против успешных бизнесменов, которым удалось выжить на конкурирующих рынках.

-5

Однако ирония заключается в том, что даже после массового изгнания евреи оставались частью экономики России. Более того, их изгнание не принесло ожидаемого «экономического процветания». Это был лишь временный маневр для успокоения разгоряченных умов и решения собственных проблем в рамках управления.

Когда история повторяется: погромы и политика

История знает много примеров, когда еврейских предпринимателей делали объектами ненависти, а затем уничтожали их гонениями. Например, после ликвидации Александра II в последнее время они оказались в центре внимания, они участвовали в заговоре, который привел к серии погромов по всей стране. Поджоги, разгромы магазинов, побоища в целых семьях — всё это стало ответом на экономическое и политическое напряжение.

-6

И тут Александр III написал новый указ о «временных правилах», которые только усилили антисемитские настроения. Но, как всегда, в таких вопросах царят вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?». А ведь, как известно, история повторяется, если ее следы остаются непрочитанными.

«Чистка» или борьба за влияние?

Изгнание евреев из Москвы — это не просто акт изгнания, а часть более хитроумной игры. Игра, в которой основные группировки боролись за власть и влияние, сохраняя свои интересы лозунгами о национальной безопасности и экономической необходимости. В этом “пердимонокле” были сделаны обрезания “сухих веток”, которые можно было отрубить без особых угрызений совести. Убирали ненужных людей, взамен оставляя более “правильных”.

Вот так и произошло: евреи “изгнаны”, Москва очищена, но что изменилось? Да, ничего.