В третьем квартале 2024 года количество заявок на импортные перевозки в Беларусь увеличилось на 35%. Самую внушительную динамику демонстрируют поставки из Китая и Казахстана. Такие данные представила международная «Биржа автомобильных грузоперевозок ATI.SU».
В целом, в третьем квартале 2024-го года сохраняются тенденции, обозначившиеся в первом полугодии: спрос на импортные перевозки растёт, в экспортных же существенной динамики не наблюдается.
Количество заявок на перевозки в Беларусь из других стран в третьем квартале увеличилось на 35% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Если сравнивать со вторым кварталом, рост составил 16%. Вместе с тем заметно подросли и ставки — на 18% за квартал.
По общему объёму грузоперевозок по-прежнему уверенно лидирует Россия. Она же и задаёт тенденцию: рост заявок на поставки из этой страны составил 30% в годовом выражении и 14% в сравнении со вторым кварталом.
Однако более впечатляющую динамику показывают Китай и Казахстан. Спрос на перевозки из Китая в нашу страну в третьем квартале вырос почти в два раза по сравнению со вторым кварталом и в четыре раза по сравнению с тем же периодом прошлого года. Количество заявок на перевозки из Казахстана также резко увеличилось в разы.
— Спрос на работу с российским и китайским направлениями очень высок. Настолько, что количество желающих работать с Россией и Китаем превышает количество выданных разрешений. Белорусская ассоциация международных автомобильных перевозчиков «БАМАП» уже обратилась в Министерство транспорта и коммуникаций с просьбой увеличить количество квот. По минимальным оценкам дополнительная потребность в российских разрешениях уже в этом году составляет не менее 5 тыс. бланков. А для работы с Китаем транспортные компании запрашивают 20 тыс. разрешений на следующий год. Существующая квота в 2 раза меньше — 10 тыс. разрешений, – комментирует директор компании представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяна Солдатенко.
Что касается казахстанского направления, то взрывной рост в поставках из этой республики наблюдается и в России. По словам эксперта, это в большой степени связано с выстраиванием новых схем обхода санкций.
— Для реэкспорта китайских товаров многие компании начали работать через казахстанские фирмы. То есть, товары покупаются, перевозятся в Казахстан, а затем отправляются в Россию и, возможно, в Беларусь, — говорит Татьяна Солдатенко.
В экспортных перевозках в третьем квартале 2024 года сохраняется стабильная ситуация. В годовом выражении количество заявок на перевозки из Беларуси в другие страны увеличилось на 4% — как по всем направлениям, так и отдельно по России. Если сравнивать со вторым кварталом, то спрос остался на том же уровне, отмечают в компании.
А вот во внутренних перевозках наблюдается заметный рост. Количество заявок на перевозки по стране в третьем квартале увеличилось на 37% по сравнению со вторым и на 46% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
— Но надо иметь в виду, что эти цифры могут отражать не столько реальный рост спроса на внутренние перевозки, сколько развитие самой «Биржи ATI.SU» в стране. Количество пользователей платформы действительно растёт. В том числе и потому, что для белорусских перевозчиков поиск грузов и подписка на уведомления по новым грузам внутри страны –— бесплатны, — отмечает Татьяна Солдатенко.
Фото: архив av.by