Авторы — петербургские исследователи Владимир Александрович Дмитриев и Владимир Николаевич Яранцев.
Голланцы не имели территориального соприкосновения с русским народом, но воздействие их культуры на российскую исключительно велико. В течение 30 переломных лет они представляли в русском национальном сознании идеал западноевропейской культуры. Органическим вкладом голландского народа в русскую культуру стали голландские сады и привезенные из Голландии цветы, морская терминология, голландская живопись и, как некоторые полагают, бело-сине-красный флаг.
Первые контакты русских с голландцами, очевидно, имели место еще в XVI веке в районе Беломорья. Во второй половине того же столетия в России появляются голландские путешественники, связанные с торговыми и дипломатическими миссиями. Голландцам Н. Витзену и Я. Стрейсу принадлежат известные в Европе описания средневековой России и сопредельных стран.
Происхождение голландских заимствований связывается с эпохой петровских преобразований и особо с периодом Великого посольства 1697-1898 годов, во время которого Петр I побывал в Голландии. Этот визит имел колоссальные последствия. Первым из них явилось усвоение голландского опыта организации морского дела, что отразилось, например, в терминологии (слова «штиль», «шторм», «гюйс», «боцман» и др.). Во-вторых, восхищение Петра I торговым и культурным центром Голландии — Амстердамом — привело к попытке создания в России аналога в первые годы строительства Санкт-Петербурга.
По первоначальному проекту новой столицы России Васильевский остров, наиболее схожий с землями в устье реки Амстел в Амстердаме, предполагалось также пересечь каналами. Начальный импульс был настолько силен, что в отдельных частях Петербург называется Новой Голландией.
Голландские гравюры к Св. Писанию стали образцами для русских иконописцев первой трети XVIII века, а в иконах «праздников» воздействие голландской живописи сохранялось до окончательного утверждения классицизма.
Источником русского садового искусства со времен царя Алексея Михайловича стали голландские сады — небольшие регулярные сады, основу художественной композиции которых образуют яркие цветники, мраморные скульптуры, фонтаны, зеленые кабинеты, крытые аллеи, разнообразные небольшие павильоны. Содержательно голландские сады выражают представление о мире, присущие эпохе барокко. В России они получили широкое распространение при Петре I, очень их любившем, став образцом для русского сада европейского типа. Первые такие сады часто устраивали приглашенные мастера: Я. Роозен (Летний сад), Л. Гарнихфельт (Петергоф).
Из Голландии же привозили цветы, прижившиеся в русской садовой культуре и ныне воспринимающиеся как изначальные: розы, тюльпаны, нарциссы, гвоздики. Проекты голландских садов предполагались как образцы для устройства новых садов.
Хотя самые знаменитые сады Петровской эпохи — Летний сад и Петергоф — испытали также сильное воздействие французской садовой культуры, они останутся голландскими в своей основе, и справедливо признать, что из голландских садов выросло русское садово-парковое искусство. Хотя этот источник забыт, и обычно эти сады именуются французкими. Сады в голландском вкусе продолжали устраивать и много позже, даже в пору абсолютного господства английских парков (например, четыре голландских сада у дворца в Гатчине, созданные при Павле I).
Интерес первого российского императора к анатомической коллекции голланца Рюйша и ее приобретение в 1716 году положили начало петербургской Кунсткамере и музейному делу в России вообще.
Изразцы голландского производства украшали интерьер дворцов петровских вельмож, как, например, дворца А. Меньшикова.
Голландские изразцы и курительные трубки послужили образцами для майоликовых изделий первого русского керамического завода Афанасия Гребенщикова в Москве, основанного в 1724 году. Так, узоры дельфтской керамики проникли в образцы гжельского русского промысла.
Вместе с изразцами в формирующийся новый городской быт вошли и особые печи. Высокая печь со сложной системой дымохода и заключенная в изразцовый каркас так и называется — «печь-голландка».
Наряду с отопительными печами в русский быт прочно вошли голландские кухонные плиты с чугунной поверхностью и несколькими открывающимися для прямого воздействия огня конфорками (сохранились во дворцах Петра I), вплоть до газификации в XX веке стоявшие на кухнях городских квартир.
Термин «голланка» применяется к особым породам крупного рогатого скота, домашних кур, голландскими назывались особо тонкое полотно, сорт сыра. Влияние голландских полотняных мануфактур сказалось, возможно, в том, что в русских деревнях знали «голландскую» самопрялку. Ее отличие от «русской» состояло в том, что маховое колесо находилось снизу. Таковы лишь некоторые проявления голландского влияния в России. Надеемся, что интересная тема взаимовлияния культур будет продолжена.
P.S. Не отписывайтеcь, у меня еще очень много интересной, малоизвестной и эксклюзивной информации, впереди вас ждут и увлекательные, развлекательные фильмы.