Найти тему
Обучение360

"Голландка" и боцман, или Еще раз о голландском следе в России

Смеющийся кавалер (Франс Халс)
Смеющийся кавалер (Франс Халс)

Авторы — петербургские исследователи Владимир Александрович Дмитриев и Владимир Николаевич Яранцев.

Голланцы не имели территориального соприкосновения с русским народом, но воздействие их культуры на российскую исключительно велико. В течение 30 переломных лет они представляли в русском национальном сознании идеал западноевропейской культуры. Органическим вкладом голландского народа в русскую культуру стали голландские сады и привезенные из Голландии цветы, морская терминология, голландская живопись и, как некоторые полагают, бело-сине-красный флаг.

Первые контакты русских с голландцами, очевидно, имели место еще в XVI веке в районе Беломорья. Во второй половине того же столетия в России появляются голландские путешественники, связанные с торговыми и дипломатическими миссиями. Голландцам Н. Витзену и Я. Стрейсу принадлежат известные в Европе описания средневековой России и сопредельных стран.

Происхождение голландских заимствований связывается с эпохой петровских преобразований и особо с периодом Великого посольства 1697-1898 годов, во время которого Петр I побывал в Голландии. Этот визит имел колоссальные последствия. Первым из них явилось усвоение голландского опыта организации морского дела, что отразилось, например, в терминологии (слова «штиль», «шторм», «гюйс», «боцман» и др.). Во-вторых, восхищение Петра I торговым и культурным центром Голландии — Амстердамом — привело к попытке создания в России аналога в первые годы строительства Санкт-Петербурга.

По первоначальному проекту новой столицы России Васильевский остров, наиболее схожий с землями в устье реки Амстел в Амстердаме, предполагалось также пересечь каналами. Начальный импульс был настолько силен, что в отдельных частях Петербург называется Новой Голландией.

Голландские гравюры к Св. Писанию стали образцами для русских иконописцев первой трети XVIII века, а в иконах «праздников» воздействие голландской живописи сохранялось до окончательного утверждения классицизма.

Даная (Рембрандт Харменс ван Рейн)
Даная (Рембрандт Харменс ван Рейн)

Источником русского садового искусства со времен царя Алексея Михайловича стали голландские сады — небольшие регулярные сады, основу художественной композиции которых образуют яркие цветники, мраморные скульптуры, фонтаны, зеленые кабинеты, крытые аллеи, разнообразные небольшие павильоны. Содержательно голландские сады выражают представление о мире, присущие эпохе барокко. В России они получили широкое распространение при Петре I, очень их любившем, став образцом для русского сада европейского типа. Первые такие сады часто устраивали приглашенные мастера: Я. Роозен (Летний сад), Л. Гарнихфельт (Петергоф).

Летний сад (кадр из фильма "Блистательный Санкт-Петербург", 1996 год)
Летний сад (кадр из фильма "Блистательный Санкт-Петербург", 1996 год)

Из Голландии же привозили цветы, прижившиеся в русской садовой культуре и ныне воспринимающиеся как изначальные: розы, тюльпаны, нарциссы, гвоздики. Проекты голландских садов предполагались как образцы для устройства новых садов.

Хотя самые знаменитые сады Петровской эпохи — Летний сад и Петергоф — испытали также сильное воздействие французской садовой культуры, они останутся голландскими в своей основе, и справедливо признать, что из голландских садов выросло русское садово-парковое искусство. Хотя этот источник забыт, и обычно эти сады именуются французкими. Сады в голландском вкусе продолжали устраивать и много позже, даже в пору абсолютного господства английских парков (например, четыре голландских сада у дворца в Гатчине, созданные при Павле I).

Интерес первого российского императора к анатомической коллекции голланца Рюйша и ее приобретение в 1716 году положили начало петербургской Кунсткамере и музейному делу в России вообще.

Изразцы голландского производства украшали интерьер дворцов петровских вельмож, как, например, дворца А. Меньшикова.

Печь-голландка из Меньшиковского дворца в Санкт-Петербурге
Печь-голландка из Меньшиковского дворца в Санкт-Петербурге

Голландские изразцы и курительные трубки послужили образцами для майоликовых изделий первого русского керамического завода Афанасия Гребенщикова в Москве, основанного в 1724 году. Так, узоры дельфтской керамики проникли в образцы гжельского русского промысла.

Вместе с изразцами в формирующийся новый городской быт вошли и особые печи. Высокая печь со сложной системой дымохода и заключенная в изразцовый каркас так и называется — «печь-голландка».

Наряду с отопительными печами в русский быт прочно вошли голландские кухонные плиты с чугунной поверхностью и несколькими открывающимися для прямого воздействия огня конфорками (сохранились во дворцах Петра I), вплоть до газификации в XX веке стоявшие на кухнях городских квартир.

Термин «голланка» применяется к особым породам крупного рогатого скота, домашних кур, голландскими назывались особо тонкое полотно, сорт сыра. Влияние голландских полотняных мануфактур сказалось, возможно, в том, что в русских деревнях знали «голландскую» самопрялку. Ее отличие от «русской» состояло в том, что маховое колесо находилось снизу. Таковы лишь некоторые проявления голландского влияния в России. Надеемся, что интересная тема взаимовлияния культур будет продолжена.

P.S. Не отписывайтеcь, у меня еще очень много интересной, малоизвестной и эксклюзивной информации, впереди вас ждут и увлекательные, развлекательные фильмы.