Героиня Мэгги Смит была известна своим острым умом, сильными мнениями и запоминающимися однострочными репликами, которые обеспечивали как комический эффект, так и мудрые советы на протяжении всего сериала. Ее присутствие из серии в серию очаровывало зрителей, делая ее одним из самых любимых персонажей в истории телевидения.
Исторический сериал, поразивший мир, "Аббатство Даунтон" был лишь частью необычайной карьеры Мэгги Смит, охватывающей более семи десятилетий. У нее был волшебный дар выбора времени, будь то комедия или трагедия, и она играла вместе со многими великими людьми. Вот некоторые из них: Орсон Уэллс и Дэвид Нивен, Майкл Гэмбон, Джуди Денч, Анджела Лэнсбери, Энн Бэнкрофт и Изабель Аджани.
Мэгги Смит завоевала множество наград, включая две премии «Оскар» , пять премий BAFTA, три премии «Золотой глобус» и «Тони», а также была номинирована на шесть премий Лоуренса Оливье и четыре премии «Оскар», но, несмотря на все это, она часто предпочитала не получать их лично.
На съемках сериала Аббатство Даунтон.
Леди Фиона Карнарвон, попечитель замка, в котором проходили съемки сериала "Аббатство Даунтон", рассказывает о Мэгги Смит в роли Вайолет следующее:
У всех нас есть много воспоминаний о том, как мы заходили в теплую (почти) гостиную. Именно там дама Мэгги могла сидеть между дублями во время съемок. Диана, наша домработница, могла принести ей чашку чая. Электрический вентиляторный радиатор жужжал прямо перед ней, обеспечивая немного тепла, а водянистое солнце проникало через окна в гостиную — большая часть съемок проходила в ожидании… Я не помню, чтобы видела ее со страницами сценария. Она, конечно, уже знала все свои слова, ее профессионализм не подлежит сомнению!
Сериальное имение Даунтон в реальной жизни это родовое поместье графов Карнарвонов на протяжении четырех веков. Графиня Карнарвон является женой 8-го графа Карнарворна и проживает вместе со своим мужем в замке Хайклер, который во всей красе предстал перед нами на экране как замок Даунтон. В течении нескольких лет они принимали у себя дома всю съемочную группу и стали восторженными свидетелями создания многосерийной истории о выдуманном семействе Грэнтэм.
Леди Фиона очень много сделала и делает для сохранения замка и его окрестностей. Во время съемок сериала она, как и остальные члены команды, поддалась обаянию актрисы Мэгги Смит, которая в реальной жизни могла быть не менее величественной и искрометной.
Она казалась неутомимой и умудрялась быть вдовствующей графиней и здесь, заставляя нас всех смеяться во весь голос. А ее вспышки уязвимости вызывали слезы...
Мэгги Смит говорила, что признание, которое она получила благодаря «Аббатству Даунтон», раздражало ее. Как-то она пошутила: «Я вела совершенно нормальную жизнь до «Аббатства Даунтон». Шум и красная дорожка шоу-бизнеса были не для нее. Как известно, ее персонаж Вайолет Кроули умирает по сюжету фильма-продолжения 2022 года выпуска. Это обстоятельство вызвало сильный протест у зрителей, пламенно полюбивших Вайолет. Сама дама Мэгги с присущим ей юмором прокомментировала в прессе, что ее роль вдовствующей королевы в «Аббатстве Даунтон» имеет естественное ограничение, учитывая, что в противном случае она бы скоро приблизилась к своему 120-летию.
Мэгги Смит и ее персонаж.
Исполнительный продюсер сериала "Аббатство Даунтон" Гарет Ним с восхищением рассказывает о Мэгги Смит и её героине Вайолет Кроули: "Она нашла правду персонажа и никогда не стыдилась произносить эти колкие реплики, несмотря на то, насколько архаично или допотопно они звучали... "
Новая выдуманная Джулианом Феллоузом вдовствующая графиня (на которую тогда еще не была назначена актриса) имела определенное сходство с леди Трентам из фильма Роберта Олтмена «Госфорд-парк», которую блестяще исполнила Мэгги Смит в 2001 году. Этот фильм был предшественником «Даунтона» во многих отношениях. Первоначальным предложением мистера Нима Феллоузу было расширить посыл «Госфорда» и переосмыслить его как длинный сериал.
Мэгги очень хорошо смогла понять Вайолет, не смотря на то, что этот персонаж казался максимально отдаленным от реальной жизни. Съёмочная группа была поражена при самых первых сыгранных ею сценах, так как все увидели, как невероятно Мэгги смогла воплотить женщину, исходя из сухих слов сценария. "Мы с восхищением увидели, как один из наших величайших экранных персонажей оживает".
Она была особенно близка с актерами, которые играли других членов семьи Грэнтэм и высоко ценила актерский талант Джима Картера (мистер Карсон) и Филлис Логан (Элси Хьюз). Многим коллегам запомнилась также огромная щедрость и привязанность к трем молодым актрисам, которые играли ее внучек. Она любила все свои сцены с Мишель Докери (Мэри), Лорой Кармайкл (Эдит) и Джессикой Браун Финдли (Сибил), наслаждаясь тем, как они взлетают на раннем этапе своей карьеры.
Королева благородной иронии.
Вайолет жила в Даунтоне, Йоркшир. Её уютный коттедж был спроектирован самим сэром Кристофером Реном и изначально предназначался как резиденция для сестры первого графа Грэнтэма. Однако со временем туда переселилась вдовствующая графиня.
Эта женщина была президентом местной больницы Downton Cottage, а также, как глава семьи, Вайолет оказывала значительное влияние на все дела в Даунтоне. Будь то вопрос наследства лорда Грэнтэма или возможность замужества леди Мэри, у Вайолет всегда было твердое мнение, которое она не боялась озвучить – неважно, насколько оно было нежелательно.
Лорд Грэнтэм предпочел бы, чтобы его мать держалась подальше от административных дел Даунтона, но Вайолет Кроули было не так-то легко заставить замолчать. Она всегда имела право голоса в том, что происходит в поместье, и отказывалась отступать, заявляя: «Я крепче, чем кажусь».
Создатель сериала Джулиан Феллоуз рассказывал, что персонаж Вайолет Кроули, вдовствующей графини Грэнтэм, был основан на его тиранической двоюродной бабушке Изи (она также служила моделью для леди Трентам в "Госфорд-парке"). Он описывал ее как "женщину, чей сухой ум скрывал большую часть личных страданий, и которая была не жестче к остальным из нас, чем к себе. Возможно, именно это драконовское чувство дисциплины заставляло меня восхищаться ее породой."
Вайолет, родившаяся в 1842 году, была дочерью баронета и имела по крайней мере одну сестру и одну тётю. Когда она вышла замуж за графа Грэнтэма где-то до 1860 года, она принесла с собой в семью супруга аристократическое происхождение, но мало денег.
Мой муж провёл много времени в путешествиях, и я не понимала ничего из его рассказов. Главное улыбаться и не выражать осуждения. /Вайолет.
Вайолет родила двоих детей: сына и наследника Роберта Кроули и дочь Розамунду Пейнсуик. Не пойдя по стопам своей матери, ее дети вышли замуж за богатых людей. Мать была весьма недовольна отсутствием хорошей родословной у новой родни как с той, так и с другой стороны, но ей пришлось смириться и утешиться денежными бонусами.
Я стала забывать, какого неустанного внимания требуют дети. /Вайолет.
Вы уделяли Роберту и Розамунде много времени? Я бы предположила, что к вам приводили их няньки и гувернантки на час после чая. /Миссис Кроули.
Но это было каждый день!
Да, весьма утомительно...
Война из-за куриного бульона.
Итак, Вайолет Кроули была аристократкой во всех смыслах этого слова. Концепция «выходных» ей совершенно чужда — зачем кому-то работать пять дней подряд, чтобы они были нужны? Иногда она относилась к людям более низкого социального положения с полным презрением. Но вот парадокс - к своим слугам вдовствующая графиня относилась с тщательно скрытой заботой. Это стало очередной фишкой сериала и добавило уюта и перчинки к портрету героини.
Графиня лавировала, словно виртуозный фигурист на льду, между своим дражайшим дворецким Септимусом Спредом и не менее дражайшей горничной Денкер. Эти двое воевали день и ночь, делая перерыв только для чашечки чая, а их госпожа ломала голову, как установить мир на вверенной ей территории. Например, почтенный Спред до изнеможения мечтал выявить неспособность горничной сварить куриный бульон. Денкер, которая и правда была не в состоянии нормально отварить курицу, не собиралась признаваться в этом. Свое отчаянное положение она понимала и поэтому решила заказать бульон у миссис Патмор.
Вы не умеете варить бульон - ни простой, ни особый!? /Миссис Патмор.
Я б не взялась за это дело... но видели бы вы лицо Спреда в тот момент, пообещали бы написать Мону Лизу до вечернего чая! /Гледис Денкер.
Обратитесь к миссис Поттер.
Я не верю ей. Она в стане врага!
Ну и ну, нам надо работать у вдовствующей графини, там интереснее, чем здесь! /Говорит миссис Патмор своей помощнице Дейзи.
История с куриным бульоном была очаровательна. Денкер и Спред боролись не на жизнь, а на смерть. Графиня в тревоге наблюдала за военными действиями и в итоге принесла себя в жертву, чтобы остановить разбушевавшихся слуг. Денкер пришлось самой сварить этот злосчастный бульон, так как ловкий дворецкий пресек все ее попытки преподнести хозяйке уже готовый отвар. Несмотря на ужасный запах варева, Вайолет отважно дегустирует блюдо и объявляет, что ей все очень нравится, таким образом поставив точку в данной истории.
Дерзкое прошлое почтенной графини.
Вайолет, изображена как матриархальная фигура. Она остроумна, несмотря на свой возраст, символизирует «старый мир» и порядок дней до Первой мировой войны. Иногда она немного рассказывает о днях минувших, и это всегда прелестно.
Однажды в рождественскую ночь две заклятые подруги Вайолет и Изабель, устав от праздничного шума всего семейства, присаживаются отдохнуть в отдалении и заводят интереснейший разговор. Надо сказать, что это происходит после отъезда четы Курагиных из Англии, с которыми графиня познакомилась в далёком прошлом. Обстоятельства знакомства были весьма пикантны, и Вайолет пускается в воспоминания.
С князем Курагиным мы познакомились на царской свадьбе и безумно влюбились друг в друга. Затем потекли недели бесконечных балов и катанья на коньках под звуки балалайки. И мы решили сбежать. В назначенный час мы отправились в порт, чтобы сесть на яхту князя, но моя горничная выдала нас княгине, которая организовала погоню. Она догнала наш экипаж, открыла дверь и вытащила меня оттуда... /Вайолет.
Как? Схватила за руку?/Изабель.
И за руку... и за волосы... и за ногу... в общем извлекла меня из экипажа... Потом она затолкала меня в пролетку, на которой примчалась сама, и вернула лорду Грэнтэму...
Полагаю, вы были растрепаны!
Мужчины невнимательны....
Бабушка и внучки.
Вайолет всегда хотела сохранить богатство Даунтона в пределах семьи. К сожалению, у лорда Грэнтэма были только дочери, ни одна из которых не могла напрямую взять на себя управление поместьем. Ближайший родственник-мужчина и наследник — Мэтью Кроули, оказался адвокатом из высшего среднего класса, который совершенно не соответствовал стандартам вдовствующей графини. Она жаловалась: «Я не для того управляла Даунтоном 30 лет, чтобы увидеть, как он полностью переходит к незнакомцу из бог знает откуда». Впрочем, со временем женщина изменила свое мнение о Мэтью. Она лучше узнала его и поняла, что это человек чести, что он бескорыстен, добр, отважен. А кроме того - обладает тонким чувством юмора и прекрасными манерами.
Как бы остра на язык (и часто едко-смешна) она ни была, леди Вайолет глубоко заботится о своей семье. Она предпочитала все же скрывать свои добрые дела за маской безразличия. Две ее внучки были очень дороги ей, графиня могла принять от них многое неприемлемое. Я так и не смогла уличить Вайолет в том, кому из внучек она отдавала предпочтение.
На первый взгляд Мэри ближе к своей бабушке по характеру, и они чаще общаются. Однако в определенный момент Эдит оказывается в центре внимания графини, и Мери чуть ли не первый в жизни слышит от бабушки настоящий и заслуженный упрек.
Дорогая моя, неспособность к сочувствию столь же вульгарна, как и излишняя слезливость.
Бабушка адресует эти слова Мери, когда та излишне пренебрежительно фыркнула по поводу внезапного отъезда Эдит. Старшая дочь графа Грэнтэма даже мысли не допускала, что у ее сестры могут быть в жизни проблемы больше, чем выбор шляпки. Мери не знала, что Эдит втайне от всех родила ребенка и прятала свою дочь в семье фермера. Она также оказалась не в курсе, что её сестра неожиданно уехала, практически силом вырвав своего ребёнка у приемной матери. Вайолет не могла рассказать всего этого. Она лишь наблюдала ситуацию со стороны.
Такова была графиня со всеми ее нюансами. Такой ее сделала Мэгги Смит, моя любимая актриса. Воплощая своего вымышленного персонажа Вайолет Кроули, Мэгги стала иконой британской культуры и аристократии. Этот образ сильной и независимой женщины в обществе, где доминируют мужчины, нашел отклик у зрителей по всему миру, укрепив ее статус как культурного феномена.
Посвящается памяти Мэгги Смит.
Автор: Лезина Любовь.
Материалы, расположенные на этой странице, охраняются авторским правом. Любое воспроизведение возможно только с письменного согласия автора.