Драматург Евгений Шварц писал пьесу "Обыкновенное чудо" целых 10 лет. Он постоянно в ней что-то шлифовал, переделывал и признавался, что "прикасался к тексту только в те дни, когда чувствовал себя человеком". Изначально она называлась "Медведь". Известное всем названием сказочная история получила, когда представители Театра-студии киноактера готовили по ней премьеру и предложили Шварцу как-то иначе озаглавить свое произведение. С тех пор необыкновенную историю "Обыкновенное чудо" множество раз ставили в театрах, а в 1978 году Марк Захаров увековечил ее в своей киноновелле. Саратовский ТЮЗ имени Киселева спектаклем с одноименным названием открыл парад премьер нового сезона. Шаг это был рискованный, ведь зрители гарантированно сравнивали ли бы захаринское "Чудо" с захаровским.
В Карпатских горах живут Хозяин, он же Волшебник (Владимир Егоров), и его жена (Виктория Самохина). Волшебник так любит свою супругу, что то и дело выдумывает сказки, герои которых оживают и приходят в дом пары. Однажды Волшебник встретил в лесу Медведя (Артем Яксанов) и превратил его в юношу. Но, как обычно, не все так просто - в человеческом обличии он будет ровно до того момента, пока его не поцелует Принцесса (Эльвира Иртуганова). На свою беду через несколько лет Медведь знакомится с дочкой Короля ...
Сам Шварц говорил, что в "Обыкновенном чуде" нет двойных смыслов. Пьеса о любви, ради любви, и о том, что страх и сомнения здесь абсолютно лишние. Герои Захарина полностью соответствуют этому правилу. Они молодые, смелые, даже отважные, а еще смешные и находчивые. Кастинг главрежу ТЮЗа определенно удался. Выбор на роль Принцессы Эльвиры Иртугановой - попадание в образ на сто процентов. Молодая, но уже мастеровитая актриса играет не типичную сказочную экзальтированную наследницу престола, а бесстрашную, честную и порывистую девушку. Такую можно и нужно брать замуж и без приданного в виде половины царства. Совершенно очарователен в роли ее батеньки, то есть Короля, Михаил Третьяков. Его правитель-самодур обаятелен и харизматичен. Владимир Егоров, который в ТЮЗе зачастую играет неоднозначных товарищей, в роли Волшебника статен и убедителен. Великолепна свита Короля и Принцессы - трусливый первый министр (Руслан Дивлятшин), льстивый и циничный министр-администратор (Михаил Селиванов), статная придворная дама (Татьяна Чупикова), порхающие на пуантах фрейлины Оринтия и Аманда (Мария Рычкова, Ксения Гецевич). И даже королевский палач (Ян Михайлов), который у Захарина обретает очертания японского самурая с катаной в ножнах, оказывается в тему.
Вообще по части художественной составляющей "Обыкновенное чудо" демонстрирует удивительный баланс между оригинальностью и уместностью. За внешнее наполнение премьеры отвечала Александра Карпейкина. Она уже работала с Сергеем Захариным в "Аленьком цветочке", однако тогда постановщики явно перемудрили, пережав со сценографией и костюмами.
В "Чуде" же площадка полна света и воздуха, схематично изображена крыша, стены из бумаги, которые в конце эффектно срываются, имеется искусственный газон, пластиковые медведи и олени, деревянные бочки. Героев Карпейкина наряжает в стеганые пальто, джинсы, короткие юбки, задорные розовые шубки, беретки и муфты, огромные конусообразные парики и шляпы, а Медведь и вовсе в косухе и джинсах гоняет на мотоцикле. Казалось бы, много всего разнофактурного и разноцветного, но смотрится этот фьюжн свежо и стильно, да и фото у зрителей получаются отменные.
"Обыкновенное чудо" можно назвать пока что лучшим тюзовским произведением Сергея Захарина. До этого ученик Игоря Баголея ставил в театре только лишь детские спектакли. Там молодой главреж часто слишком модничал, и в погоне за оригинальностью терялась нить и смысл самого произведения. В "Чуде" же все сплелось воедино - классная игра актеров, приятная глазу картинка, понятная логика повествования. Спектакль идет почти 3 часа, но нигде не провисает. Захарин обещал зашить в премьеру множество пасхалок и ожившие шедевры искусства, но пожертвовал многим ради достойной динамики, и правильно сделал. Так что главному режиссеру в дальнейшем, возможно, стоит обратить свой взор на постановочный материал для возрастной группы постарше.
Однако при всех плюсах премьеру есть за что и покритиковать. Так, многим казалось, что Михаил Третьяков копирует Евгения Леонова в роли Короля из фильма. Интонации действительно схожи, однако и вайб у актеров одинаково уютный. К тому же далеко не все зрители имели удовольствие смотреть шедевр Марка Захарова. Спектаклю не хватило музыкальности. Имея на сцене хорошо поющих артистов (один Третьяков чего стоит) странно было не заставить их петь. Ближе к финалу в записи звучит песня Людмилы Платоновой на стихи Евгения Шварца, но этого катастрофически мало. Жена Волшебника у Виктории Самохиной получилась какой-то строгой чопорной училкой в котелке, да и коннект с Егоровым у нее, кажется, не случился. Наконец, хочется больше наблюдать самого Медведя. Артем Яксанов весь спектакль куда-то убегает и уезжает, его толком даже рассмотреть не удается. Пару сцен с его центральным участием могли бы решить эту проблему.
Впрочем, это все детали. ТЮЗ в очередной раз родил большую, ироничную, добрую вещь. Ее хочется вспоминать, ей хочется хвалиться, на нее хочется сходить во второй, третий и десятый раз и прихватить с собой родных и друзей. Объединяющая сила искусства как она есть.
Автор: Екатерина Ференец