Найти тему
Alterlit Creative Group™

Военкор с обложки «Vogue»

В мировом прокате — «Ли». Военная драма, поставленная Эллен Кёрас по единственной авторизованной биографии Элизабет Миллер («Жизнь Ли Миллер»), которую написал и в 1985-м году опубликовал Энтони Пенроуз — сын модели, фотографа и военной корреспондентки. Главную роль в фильме исполнила Кейт Уинслет, и «на волевом, актёрском» попыталась скрасить все недостатки, которые, увы, можно обнаружить в ленте Кёрас.

«Lee»/ «Великая» (2023)

Жанр: драма, биография

Продолжительность: 1 час 57 минут

Сценарий: Лиз Ханна, Энтони Пенроуз, Лем Доббс

Режиссёр: Эллен Кёрас

В ролях: Кейт Уинслет, Энди Сэмберг, Александр Скарсгард, Марион Котийяр, Андреа Райзборо, Ноэми Мерлан и другие

Производство: Великобритания, США, Норвегия, Австралия

Слоган: «Когда мир был в состоянии войны, её камера запечатлела правду».

С самой Элизабет Миллер Уинслет имеет лишь мимолётное физическое сходство. Но «волшебная сила искусства», умение работать с режиссёрскими задачами и пулемётная лента драматических приёмчиков, которыми в совершенстве владеет Кейт — сделали своё дело.

-2

Два американских фотографа входят в квартиру Адольфа Гитлера как раз в тот момент, когда Вторая мировая война подходит к концу. Ли Миллер снимает одежду, чтобы сфотографироваться купающейся в ванной фюрера, а рядом стоят её сапоги, выгвазданные грязью концлагеря Дахау. Конечно, Миллер не могла предположить, что всего через несколько часов после того, как была сделана эта фотография, Гитлер и Ева Браун совершат самоубийство в своём берлинском бункере. Потом монтажёры услужливо дадут над титрами воссозданную внутри кинокартины фотографию на пару с оригиналом. А сцена эта — немудрёная метафора того, что истинной женской красоте не место рядом с неописуемыми ужасами войны. И в полной мере её можно ощутить лишь смыв с себя кошмары фронтовых дорог.

-3

Но «Ли» не будет набором «отрывков из обрывков». Зрителю вполне подробно дадут рассмотреть 1938 год и отдыхающую с друзьями на юге Франции Элизабет Миллер. Именно в этот период она и повстречает своего мужа — британского художника Рональда Пенроуза (Александр Скарсгард). Со своим возлюбленным она отправится в Лондон, а дальше… А дальше — война. Миллер, работавшая на журнал Vogue, становится военной корреспонденткой. В ленте Кёрас настойчиво подчёркнуто, как нелегко женщине-фотографу из-за гендерных ограничений того времени даже до фронта добраться, а не то чтобы запечатлеть что-то на камеру. Вообще, феминистские мотивы вторгаются в любой эпизод фильма (со свойственной данному течению напористостью). И побеждают. Сделали единственную поблажку в эпизоде, когда героиню Уинслет поначалу не пускают в квартиру Гитлера. Мол, «только для офицеров». Победили, дескать, ненадолго здесь поганые мужички. Но и тут промашка: военным корреспондентам присваивалось звание капитана, так что технически охранник армии США обязан был её пропустить.

-4

Элизабет Миллер пройдёт. И в квартиру. И через ужасы первого применения напалма. И станет свидетельницей высадки союзников в Европе и увидит освобождение Парижа. Зрителю расскажут о том, как были сделаны одни из самых известных кадров авторства Миллер: фото освобождённых концлагерей на территории Германии, фотоснимок мёртвого офицера СС, и так далее. Операторски (Павел Эдельман) всё в фильме весьма недурно. Эллен Кёрас сама пришла в режиссуру прямиком с поста оператора-постановщика. Результатом именно её труда стал визуал в «Вечном сиянии чистого разума» Мишеля Гондри, в «Кокаине» Теда Демме, в одной из новелл «Кофе и сигарет» Джима Джармуша — послужной список выглядит впечатляюще. Но являясь блестящим оператором, Кёрас отдаёт этому самому визуалу гораздо больше, чем повествованию. Впрочем, это не так уж и плохо в байопике о фотокоре.

-5

Актёрский ансамбль здесь тоже хорош, и всяк на своём месте. Андреа Райзборо в роли Одри Уизерс, тогдашнего редактора британского Vogue. И уже упомянутый Александр Скарсгард в роли мужа Миллер. Прекрасно выступил Энди Сэмберг в роли коллеги Ли, военного фотографа Дэвида Шермана — действительно неузнаваемый и, кажется, уверенно чувствующий себя в совсем несвойственном ему амплуа. И как хороша здесь Марион Котийяр в роли подруги Элизабет Миллер — французской светской львицы Соланж Д’Айен. Именно её героиня демонстрирует, как беспечно пасторальное затишье перед мировой войной и как безжалостны реалии военного времени. Контрасты в «Ли» хлёстки, очень показательны и работают на зрителя действенно.

-6

Но мне чертовски не хватило раскрытия характера самой Миллер. Большую часть экранного времени она груба, мрачна и стоична. Не понятно, что она чувствует и думает. Возможно, создатели подошли к этой истории, предполагая, что сегодняшний зритель знает гораздо больше об этой героической женщине, чем он на самом-то деле знает. А, возможно, ваш покорный слуга не разглядел тонко созданный портрет Миллер. Ну, сделайте толще. Для неискушенных. «Вино делают для пьяниц, а не для дегустаторов». Попробуйте и кино сделать для зрителя. Так я брюзжал «всю дорогу». До финала картины.

А в финале картины Ли рассказывает своему редактору — героине Райзборо — о глубоко травмирующем опыте из своей юности. Вот здесь Уинслет душераздирающа, поскольку становится совершенно очевидным, как всю жизнь она борется между стыдом, страхом и яростью. Как одна её часть так и рвётся рассказать свою болезненную историю, но другая напоминает, что она воспитывалась в обществе, где принято хранить секреты. Но и такого финала не хватает. Для большей части зрителя Элизабет Миллер так и останется «не в фокусе».

-7

Можно было бы посетовать на недостаток хронометража и написать о том, что человеку такого масштаба не грех было бы выделить стриминг-платформу для мини-сериала. Но дело в том, что при талантливом сценарии, чтобы раскрыть личность любого пошиба — вполне хватит и короткого метра. Этот «замах без удара» меня и разочаровал. Кёрас, прекрасно понимающая силу простого изображения, в нашу новую кинематографическую эпоху, напичканную графическими эффектами — не сумела сделать акцент на этой простоте и уплотнить, вернее, заставить сценаристов уплотнить текст в пользу Киноповествования (какое забытое слово), а не ради одобрительного кивка критиков.

Но на то, как Кейт Уинслет выполняет актёрские задачи, я готов смотреть, даже если она снимется в трехчасовом артхаусе, в котором будет просто сидеть на стуле.

В российский прокат картина выйдет лишь 21 ноября. А на зарубежных цифровых площадках в отличном качестве драма окажется уже 18 октября. И (говорит шёпотом) если дерзновенно развернуть флибустьерские паруса в правильном направлении, то…

Автор: Продолговатый Ящик для сайта Альтерлит