Найти тему
Белорус и Я

А вам не надоело покупать молоко в пачках по 0,95 литра? Как решить проблему

Оглавление
Предлагаю простой, недорогой и эффективный способ, как с этим справиться.

С пачки – по 20 грамм, – производителю на дворец

А ведь раньше за «недолив» наказывали. Фото: s00.yaplakal.com
А ведь раньше за «недолив» наказывали. Фото: s00.yaplakal.com

Оказывается, ситуация, когда в вроде-бы стандартную молочную пачку заливают 0,945 л. вместо литра, в пластиковую бутылку – 0,970 л. подсолнечного масла, а хлебный батон на весах вместо 1 кг «тянет» лишь на 900 грамм, в маркетинге и в экономике имеет особое название. И даже не одно, а два.

Маркетологи чаще называют «снижение производителем количества, объёма или веса товара в упаковке при сохранении или непропорционально малом снижении отпускной цены» «даунсайзингом» (буквально – «уменьшение размера»). Экономисты предпочитают на этот случай термин «шринкфляция» («сжимающая инфляция»). Есть даже русский вариант, введённый несколько лет назад русской службой BBC – «сжимфляция». Хотя, как по мне, я бы назвал всё это «обманом». Ну, или «мошенничеством», как вам больше нравится.

20 грамм – вроде не много. Но в пересчёте на миллион упаковок «экономия» получается уже более чем солидная: 20 тонн. Мошенничество в особо крупных размерах
20 грамм – вроде не много. Но в пересчёте на миллион упаковок «экономия» получается уже более чем солидная: 20 тонн. Мошенничество в особо крупных размерах

Оправдаловки

Хотя, у кого из производителей не спроси, все в один голос утверждают, что всё такое «незначительное снижение» делается «исключительно в интересах и по просьбам потребителей». По принципу:

«Мы повысили качество продукта, но, чтобы это не отразилось на цене, нам пришлось совсем чуть-чуть уменьшить его объём».

И такое объяснение – не единственное. Нередко «сжимфляция» используется "в эстетических" или "дизайнерских" целях. Якобы. У 100-граммового брусочка мыла стачивают углы, придавая ему округлую форму. Заодно, снижая вес до 90 грамм. Или, вот такая классика. Квадрат ведь лучше смотрится, чем прямоугольник, правда? В результате, вместо прямоугольной упаковки яиц, в которой 2х5=10 яиц, получите квадратную, в которой 3х3=9, при той же цене.

В случае с яицами не заметить "надувательство" весьма сложно.
В случае с яицами не заметить "надувательство" весьма сложно.

А бывает и наоборот. Плавленный сыр «Аланталь» выпускался раньше круглыми "колбасками", теперь выпускается кирпичиками. При этом его вес снизился с 240 грамм до 190! Когда у руководства выпускающего этот сыр маслозавода спросили о причинах такой трансформации, руководитель отдела по маркетингу предприятия Александр Клочков объяснил её так: «Раньше мы выпускали сыры в упаковке по 240 граммов, кусочки были другой геометрии, но мы провели исследование и выяснили, что такой формат неудобен для наших покупателей: нарезать, например, на бутерброд прямоугольный кусок удобнее».

Но почему прямоугольный сыр стал весить именно 190 грамм? Даже не 200! И тут нашлось объяснение. Оказывается, исследования показали, что покупатели за раз обычно покупают именно 200 грамм. Исходя именно из этого на предприятии вычислили, что при нарезке именно по 190 грамм на предприятии остаётся меньше всего обрезков. Так и хочется добавить: «и больше денег остаётся в кассе».

Кусок мыла Dove в 2023 году стал на 10 % легче
Кусок мыла Dove в 2023 году стал на 10 % легче

Но самое оригинальное объяснение дают производители шоколада, мороженого, различных лимонадов, чипсов и того же хлеба. Они таким образом, оказывается, борются за здоровье нации!

Вот как, например, ответила за всех производителей мороженого генеральный директор компании Petrova 5 Consulting Марина Петрова:

«Сегодня покупатели все чаще обращают внимание на энергетическую ценность продукта, особенно это заметно в категории десертов. И здесь важно, чтобы такая калорийность вписывалась в определённые нормативы, которыми руководствуются потребители, соблюдающие принципы сбалансированного питания. Важно учитывать, что запрос на уменьшенную упаковку идёт также от ЗОЖ-покупателей. Удобнее взять небольшую порцию мороженого, которую ты можешь позволить себе съесть целиком. Производители мороженого часто руководствуются именно этими факторами, то есть идут не от принципа экономии, а от рынка».
Шоколад «Таблеран» до и после «шкринкфляции». Последний съесть целиком действительно легче.
Шоколад «Таблеран» до и после «шкринкфляции». Последний съесть целиком действительно легче.

То есть, объём/вес продукта уменьшается исключительно ради того, чтобы мы с вами не съели лишние калории! Поэтому и батоны в 900 и 450 грамм, мучное же вредно! Лимонад страшно вреден. шоколад… А уж что говорить про чипсы! У последних, пользы ради, не только уменьшают вес продукта, их упаковки ещё и накачивают воздухом.

Чипсы – парадоксальный продукт. У них при «шкринкфляции» вес уменьшается, а объём – увеличивается. Фото: avatars.mds.yandex.net
Чипсы – парадоксальный продукт. У них при «шкринкфляции» вес уменьшается, а объём – увеличивается. Фото: avatars.mds.yandex.net

Помню, в школе, когда мы проходили «Поднятую целину», все просто умирали от смеха над историей деда Щукаря, купившего на рынке у цыган «надутую» кобылу. Купил дородную лошадь, но по дороге у той вылетела «пробка», и в село он привёл уже дохлую клячу. Вот так и мы, покупаем пухлый. объёмный пакет чипсов, дома его открываем, и оказывается, что он наполнен едва на треть. И так и хочется сказать производителям огромное «спасибо». Ведь был бы пакет полный. я бы съел этих вредных чипсов втрое больше, нанеся организму тройной вред. Вот где забота!

Упаковка чипсов «Принглс» до «похудания» (слева, 165 грамм) и после (134 грамма)
Упаковка чипсов «Принглс» до «похудания» (слева, 165 грамм) и после (134 грамма)

Справедливости ради стоит сказать, что «шринкфляция» - не российское «изобретение». Появилась она ещё в 1970-х годах в США на волне серьёзного экономического кризиса. И уже оттуда «разлетелась» почти по всему миру, как «удачный» маркетинговый опыт. И к 2010 году добралась до России. С тех пор у нас средние упаковки изменились

  • по коровьему молоку с 1 и 1,5 литров до 0,95 и 1,45 литров соответственно;
  • по майонезу с 450 граммов до 400;
  • по пиву с 0,5 литра до 0,45 литра;
  • по «сгущёнке» с 400 граммов до 380 граммов;
  • по сметане с 350 граммов до 315 граммов;
  • по сокам с 1 литра до 0,97 литра;
  • по растительному маслу с 1 литра (0,9 кг) до 0,9 литра (0,828 кг).

Неподсудны!

При этом, чисто юридически, в шкринкфляции всё законно. Ибо в законах нет ограничений и производители вправе производить и продавать свои товары в любом весе и объёме. Хоть напёрстками по 5 грамм. В Государственной Думе предлагали обязать магазины и супермаркеты на ценниках кроме цены самого продукта писать ещё и «честную цену» – стоимость за килограмм/литр, но на такой шаг пошли только немногие ритейлеры. Основная же масса отказалась, мотивируя это всё той же (кто бы сомневался). заботой о потребителе. Якобы, мы с вами просто запутаемся в этих ценниках и реально «зависнем», как старый компьютер.

По мнению ритейлеров, такие ценники с ценой за литр (килограмм) для нас будут слишком сложны. Проще в уме посчитать.
По мнению ритейлеров, такие ценники с ценой за литр (килограмм) для нас будут слишком сложны. Проще в уме посчитать.

Реально, говорят ритейлеры, если есть такие покупатели, которые способны разобрать на ценнике, какая цифра относится к цене продукта, а какая – к «честной цене», то для таких «продвинутых» не составит труда и самим в уме посчитать, что и сколько стоит в реальности. И правда, вот есть перед вами две пачки сливочного масла. Одна, при весе 180 грамм стоит 166 рублей, другая, 200 грамм, – 183 рубля. Разве сложно в уме составить пропорции

1) 166 рублей / 0,18 кг = 922,22 рубля за 1 кг.

2) 183 рубля / 0,2 кг = 915 рублей за 1 кг.

и понять, что кажущаяся экономия в 17 рублей является, в реальности, надувательством?

По мнению ритейлеров – ничего сложного.

Так же не прошло и предложение обязать производителей обозначать вес товара чётко, крупно, и на одном зафиксированном для всей группы подобных товаров месте. Да и кто на такое пойдёт? Ведь тогда обман будет виден сразу и чётко! Так что согласится на такое могут разве что те немногие, кто до сих пор выпускает молоко и масло литрами. а хлеб – килограммами.

Внешне от литровой эту бутылку масла отличить невозможно. И на ней есть упоминание реального объёма, вот только попробуйте его найти.
Внешне от литровой эту бутылку масла отличить невозможно. И на ней есть упоминание реального объёма, вот только попробуйте его найти.

Ровно год назад Генпрокуратура попыталась справится с таким произволом. С её подачи в ГОСТ были внесены правки, согласно которым, «производители сливочного и подсолнечного масла, вермишели, сахара, соли, муки, риса, пшена, чёрного чая и иных продовольственных товаров первой необходимости, желающие заявить об их соответствии ГОСТу, должны использовать фиксированные значения количества названного товара». Например, по новым правилам гречневая крупа подлежит фасовке по 0,5, 1, 2 кг, молоко — 0,2, 0,25, 0,5, 1 и 2 литра. Вот только вопрос: кто у нас сейчас этими ГОСТами пользуется, когда можно работать и без них. по элементарным ТУ (техническим условиям)?

И как тут не позавидовать белорусам, где ГОСТы – всему голова, а производителям, которые попробуют «поиграться» в «сжимфляцию», Глава государства головы моментально открутит. потому что нельзя обманывать людей, не опасаясь за это быть наказанным. У нас же, в России, можно не опасаться.

800 грамм – и никакой ГОСТ не нужен. Фото: avatars.dzeninfra.ru
800 грамм – и никакой ГОСТ не нужен. Фото: avatars.dzeninfra.ru

Баста! Надо бастовать!

Но я предлагаю, если государство не может справится с этой гидрой, давайте сами накажем этих производителей? Я, например, уже давно и принципиально не покупаю продукты с нестандартным весом и объёмом. Каким бы выгодным не казалось предложение. Ибо если производитель действительно хочет продать свой товар по цене, выгодной для меня, а не для него, он этого скрывать не будет. И если он вместо литра продаёт 0,94, 0,95 или 0,975 литра, значит, в пересчёте на литры он цену показывать не желает.

Давайте же не просто накажем тех, кто стремится нас обмануть, но и поддержим тех, кто работает с нами «в честную»! Покупая у них то, что не стали покупать у обманщиков. Путь на прилавках прокиснут полмиллиона пакетов по 0,95 и 0,93 литров молока и зачерствеет пара сотен тысяч батонов хлеба по 0,45 и 0,9 граммов. Может тогда они поймут, что лучший маркетинговый приём – это не считать покупателей за дураков.

Реально, пусть даже в пересчёте на ту же самую «честную цену», честный литр обойдётся на 5-10-15 рублей дороже, чем «отшринкфляционенный», разве это стоит того, чтобы, фактически, финансировать того, кто хочет тебя реально «надуть»? Давайте эти 5-10-15 рублей считать премией честному продавцу за то, что он нас уважает.

15 рублей за искреннее уважение – это совсем не дорого!

Если вы со мной согласны – доведите этот призыв до как можно большего числа людей. Только в этом случае акция может получится реально успешной!

НЕ ПОЗВОЛИМ ВЫСТАВЛЯТЬ НАС ИДИОТАМИ!

Давайте покупать литрами!

Фото: cs14.isla-de-muerta.com
Фото: cs14.isla-de-muerta.com

Валерий ЧУМАКОВ

Фото: journal.tinkoff.ru, wikipedia.org

© «Белорус и Я», 2024

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

Друзья! Наш канал сейчас существует почти исключительно на ваши пожертвования. Помогите нам 🙏🙏🙏, оформите
👉
«Премиум-подписку» (всего 90 рублей)👈

Другие материалы портала на тему Люди Союзного государства смотрите здесь:

Люди Союзного государства. | Белорус и Я | Дзен

ТОП-3: