«Что мы знаем о планете, которую иногда называют «сестрой» Земли? Действительно ли мы знаем её достаточно хорошо, чтобы экстраполировать текущие знания о её атмосфере (или поверхности) на потенциально аналогичные экзопланеты?».
Именно такой вопрос задал мне сегодня в трамвае неожиданный парень лет тридцати, на котором был надет серый плащ на голое тело. Он держал в одной руке надкушенное яблоко, а другой придерживал за поясом плаща книгу, название которой интриговало: «Академия Наук СССР. Разоблачение программы «Аполлон». Издание третье, переработанное».
Я несколько секунд молча смотрел на незнакомца, а потом вышел на своей остановке. Думаю, что мой манёвр незнакомца никак не смутил, потому что они почти никогда не ждут ответа на свои вопросы. Просто задают их, и исчезают. Кстати, нужно выяснить наконец, где они берут все эти книги. Которые выглядят ну прямо как настоящие. Третьего дня мне подсунули под калитку вообще что-то шедевральное: «Братья Армстронги: Нил и Луи. Генетические однояйцевые девиации в бедных кварталах Бостона. Издательство «Артемида», по заказу ВЦСПС».
Ладно, это всё потом. Подвал, дизель. Спутник на месте.
Мда. Венера до сих пор самая загадочная планета. Так. А вот этого я не знал. Оказывается, это была первая планета, которую посетила автоматическая межпланетная станция: «Венера-1». Это случилось в мае 1961 года, всего через месяц после исторического полёта в космос Юрия Алексеевича Гагарина.
Связь со станцией «Венера-1» была потеряна, но после неё к планете отправились ещё около полутора десятков советских АМС, миссии которых в подавляющем большинстве окончились неудачей.
В ходе выполнения этих полётов было установлено, что планета Венера – весьма горячая и токсичная штучка. Оказалось, что температура у её поверхности составляет 467 градусов по Цельсию, давление 90 атмосфер, а сама атмосфера состоит, в основном, из углекислого газа. И ещё на Венере идут дожди из серной кислоты. Подумаешь (скажут челябинские жители). Мы при такой температуре даже в парилку ещё не заходим. Где записываться-то? Даёшь Венеру! (шутка).
Первая посадка на поверхность Венеры состоялась только в 1975 году, когда спускаемый аппарат АМС «Венера-9» отделился от основного корабля, приземлиться, и сделал первые снимки поверхности Адской планеты.
Оказалось, что ко всем прочим «курортным» условиям на поверхности планеты дуют сильные ветры – до 360 км/ч! В общем, если Ад существует, то, наверное, он выглядит именно так.
С начала космической эры только четырём земным космическим аппаратам удалось коснуться поверхности Венеры, и отправить на Землю несколько прямых изображений. Все они были советскими: «Венера- 9» и «Венера-10» в 1975 году, а также «Венера-13» и «Венера-14» в 1982 году. На фотографиях были обнаружены скорпионы, но позже все эти аномалии были признаны артефактами плёнки, и о них было запрещено говорить даже на прокуренных кухнях.
Американское космическое агентство не особо интересовалось Венерой. Поскольку летом в Техасе условия примерно подобные. Лишь один спускаемый аппарат НАСА из состава АМС «Пионер-Венера-2» каким-то чудом достиг поверхности планеты, и чуть более часа передавал данные на Землю, хотя на самом деле такой задачи перед ним никто не ставил. Поэтому не считается.
Ясно, что сегодня планета Венера абсолютно непригодна для белковых форм жизни, таких как наша. Но это сейчас. А в прошлом? Могли ли когда-нибудь на поверхности Венеры существовать океаны?
Никаких геологических или иных доказательств, как в случае с Марсом, что на поверхности Венеры когда-то существовала жидкая вода, у науки нет.
На самом деле это один из вопросов, который больше всего интригует учёных в отношении Венеры. Они не понимают, что именно произошло на эволюционном пути этой планеты. Как так получилось, что, несмотря на то, что Венера сформировалась из того же материала, из которого сформировалась Земля, она не поддерживает подходящие условия для существования жизни?
Присутствие океанов на поверхности Венеры во времена её молодости, когда солнечной энергии на планету поступало меньше чем сегодня, до сих пор остаётся предметом споров.
Некоторые теоретические модели указывают на то, что после фазы «океана магмы» на Венере могли существовать благоприятные условия, позволяющие конденсировать водяной пар, и образовывать океаны в течение неопределённого периода времени, пока не произошло катастрофическое событие глобального масштаба (например, серия мощных извержений вулканов), которое привело к массивному выбросу CO2 и других парниковых газов в атмосферу, вызвав интенсивный парниковый эффект, что привело к испарение потенциального венерианского океана.
Однако другие модели показывают, что океаны никогда не могли сформироваться на Венере из-за высоких дневных температур. То есть Солнышка там было всегда многовато. А ещё есть гипотеза, что что планета с самого начала находилась в своём нынешнем состоянии (сухая, и с преобладанием CO2 в атмосфере).
Мда. Фактически, за последние 50 лет мы ничего нового о планете Венера не узнали. И сегодня наука имеет по поводу этого мира больше открытых вопросов, чем получила ответов. Мы не знаем, как эволюционировали поверхность и недра Венеры. Не в курсе относительно геологической и тектонической активности планеты сегодня. Ничего не знаем об активности Венеры в течение последнего миллиарда лет. И о том, как сформировалась её атмосфера, и как изменился климат в результате произошедших геологических процессов, нам тоже ничего неизвестно.
Дизель выключен, терминал в погреб. Участковый уже, по всей видимости, давно сидит у входа, потому что протокол за непристёгнутый ремень составлен, лежит на комоде, сверху ручка, а сам он ласково чешет за ухом диплодока, который пытается сказать что-то вроде «мыр», но выходит у него какой-то странный звук «мгррр».
Я взял со стола кувшин с кумысом из молока птеродактиля, и направился к участковому. Его глаза заблестели, а на лице появилась блаженная улыбка.
Где-то над домом зависла гигантская стрекоза.
Ни одной Луны в небе не было.
Всем добра.