Очередной Challenger 2 Соединённого Королевства встал на вечную стоянку вблизи наших земель. Перед этим многотонный исполин так хотел унести ноги, что даже обронил башню. Окружённая посечёнными стволами деревьев, она стала ещё одним свидетельством тотальной переоценки возможностей западной техники её же создателями.
По сравнению с американскими М1А1 Abrams и немецкими Leopard 2, Challenger 2 поплохело сильнее всего. Что довело иностранного гостя до столь расклеенного состояния, догадаться нетрудно, так как сами по себе башни с погона не улетают, да и катапультируемых башен не существует.
Налицо детонация боекомплекта. Об этом говорит и уцелевший тканевый лоскут, найденный вблизи башни. К нему вернёмся чуть позже.
Боезапас в британском танке является по-своему уникальным симбиозом советской и западной школ танкостроения. Нарезная 120-мм пушка L30A1 имеет раздельно-гильзовое заряжание. Прямо как на наших Т-72, Т-80 и Т-90, но без автомата. Причём снаряды и заряды разбросаны внутри едва ли не хаотично.
Большая часть снарядов хранится в кормовой нише башни, ещё часть крепится на кронштейны к левой стенке рядом с заряжающим, часть стоит на полике. Там же — внизу по периметру — разместились метательные заряды двух видов для разных типов снарядов. Чересчур усложнили, конечно.
Для стрельбы подкалиберными "ломами" используется метательный заряд L16A1 и его аналоги. Напоминает отечественные заряды, разве что длиннее и без металлического поддона.
А вот для HESH-фугасов и дымовых снарядов используется метательный заряд L3A2. Он представляет собой тканевый мешок D-образного поперечного сечения, заполненный связкой пороховых стержней.
Вновь возвращаемся к башне Challenger 2. Этот разорванный в клочья тканевый лоскут — и есть элемент метательного заряда L3A2. Судя по отсутствию обугленных краёв, заряды не горели, а именно сдетонировали вне орудия, отправив башню в непродолжительный полёт.
А самое любопытное, что М1А1 Abrams и немецкие Leopard 2 поздних модификаций башни не метают. В американской машине почти все унитарные выстрелы (34 из 40) расположены в изолированной нише башни, оснащены бронешторкой и вышибными панелями.
С Leopard 2 всё любопытнее, так как раньше он тоже метал башню. Основная часть боеукладки размещается внизу, рядом с мехводом, и избыточное давление при её детонации превращает машину в кабриолет.
Однако на последних модификациях (с А5 или А6, данные разнятся) применяются унитарные выстрелы с изменённым составом пороха. Его детонация возможна только от капсюля-воспламенителя, а иные внешние воздействия приводят лишь к горению, причём неохотному.
Короче говоря, Challenger 2 оказался вовсе не тем, за кого его пытались выдать. Даже соплеменники из США и ФРГ смотрятся на его фоне гораздо более убедительно.