- ПРАПОРЩИК, ТЫ ГДЕ ЭТУ ФОРМУ ВЗЯЛ?! ПОЧЕМУ НАРУШИЛ МОЙ ПРИКАЗ?! ТЫ У МЕНЯ ПО МИННОМУ ПОЛЮ, ПО-ПЛАСТУНСКИ, МЕСЯЦ ПОЛЗАТЬ БУДЕШЬ! – громогласно разносился крик командира самого большого в России полка, по склонам Аргунского ущелья Чеченской Республики.
Я, старший лейтенант, через два года после выпуска с военного училища, прибыл к своему новому месту службы, и это было моё первое личное знакомство с командиром полка.
Командир был сибиряк, высокого роста, крепкого, чуть грузноватого, телосложения и производил впечатление ЧЕЛОВЕКА-ГОРЫ. Ему было три с половиной десятка лет, но когда он входил в командирский раж, и обрушивал свой словесный гнев на провинившихся военнослужащих, то сразу взрослел лет на двадцать в глазах присутствующих.
- ДЕЖУРНЫЙ, ДАЙ МНЕ ШТЫК НОЖ! – проревел командир в сторону вытянувшегося по стойке смирно у стены штаба дежурного по полку.
У меня внутри похолодело, когда командир ловко стал дырявить штык-ножом куртку камуфляжа, НАТОвского образца, прямо на побелевшем, трясущемся прапорщике. Позже я узнал, что у случившегося была серьезная предыстория, а нарушение формы одежды, не признавал командир форму наших западных «партнеров», была только поводом.
Дальше я полтора года исполнял обязанности его помощника и каждый день несколько раз бывал у него на «личном приёме». Меня до сих пор восхищает, как быстро он умел входить в состояние командирского ража, при этом контролировал себя и так же быстро выходил из него!
Мои наблюдения на этом месте службы и дальше, за влиянием на подчиненных командирского ража, подсказывают мне, что это исключительно эффективный инструмент мотивации людей! Подчиненные этого командира реально творили чудеса после таких интервенций. Например, разбитые машины за ночь ремонтировались, возрастные контрактники-пехотинцы через месяц демонстрировали чудеса скорости и ловкости на полосе препятствий, нужные боеприпасы и имущество за день находились.
А что вы думаете о пользе «командирский ража» для гражданского руководителя?