Найти тему
Глазами Миллениала

"Субстанция": я просто хотела, чтобы меня любили

Отзывы на "Субстанцию" - полярные: фильмом либо восхищаются, либо вздрагивают от омерзения. И так и должно быть, третьего тут не дано.

Но факт: равнодушным картина Корали Фаржа оставить не может.

Человеческое тело - это чудесный и хрупкий механизм. Способный как разрушить себя, так и себе помочь - ментально и физически. Тело женщины еще более чудесно: оно способно выносить и родить нового человека. Который точно так же будет чувствовать, говорить, ходить, любить.

Волшебство жизни, к которому мы давно привыкли. А что, если способность воспроизвести новую жизнь станет не волшебством, а кошмаром?

"Стареющая" телезвезда - ведущая шоу по аэробике Элизабет Спаркл (a sparkle,"искра") в свой 50-й день рождения узнает, что в ее услугах больше не нуждаются. Женщины, перешагивающие полувековой рубеж, на ТВ не нужны, считает продюсер. Для Элизабет, для которой ее работа - вся ее жизнь, это становится не просто ударом. Это ее буквально ломает. Смысл ее существования исчезает.

Раздавленная и расстроенная Элизабет
Раздавленная и расстроенная Элизабет

Растоптанная и униженная, она попадает в аварию - засмотрелась, будучи за рулем, как срывают ее плакат с билборда. К счастью, отделалась трещиной на зубе. Цела и фактически невредима. Элизабет отпускают ее домой, но молодой врач с пронзительным взглядом сует ей в карман флэшку. И говорит, что "это изменило его жизнь".

Кратко: с помощью ряда манипуляций и особой технологии у 50-летней Элизабет появляется "улучшенная версия себя" - молодая, красивая Сью. Не клон, не близнец - именно версия. Их двое, но им все время напоминают: вы - одно целое. Хотя и с разными личностями и сознаниями.

Сексапильная кукла Сью
Сексапильная кукла Сью

У версий есть расписание 7/7. Неделю бодрствует Элизабет, еще неделю - Сью. И разумеется, в один далеко не прекрасный день молодая Сью решает, что "старая" Элизабет бодрствующая ей не нужна. Только как донор для поддержки своего состояния.

И начинается медленно нарастающий кошмар.

Я не просто так кавычу "старая". Первые минуты фильма Элизабет (Деми Мур) вызывает восхищение и недоумение. Восхищение - тем, что она потрясающе выглядит. Актрисе, на секунду, на момент съемок было почти 60, она на 10 лет старше своей гонящейся за молодостью героини. Нам показывают Элизабет-Мур во всей неприкрытой во всех смыслах красе. Вроде как зритель должен поморщиться от "дряблого" живота, не особо упругой груди и попы. Но тут же следует то самое недоумение: и вот это - некрасиво? Мне фигура героини показалась более, чем красивой. И тут же вопрос: как такая красивая женщина могла ТАК загнаться из-за внешности и возраста? Уволили с ТВ - ну и черт с ними. Тетя она явно не бедная, могла начать и свой бизнес, и написать книгу по здоровому образу жизни, стать тренером, в конце концов.

Но это в реальной жизни. Элизабет же живет в странном мире. Она абсолютно одна, у нее вообще никого нет. Ни друзей, ни родных, даже собаки нет. Единственный нормальный человек, который ей попадается - случайно встретившийся одноклассник Фред. Самый обычный мужчина говорит ей самые искренние слова за весь фильм - "ты совсем не изменилась, все так же самая красивая девушка в мире".

Но Элизабет абсолютно слепа. Она смотрит на себя глазами продюсеров, и, как позже признается, себя ненавидит.

Но - есть то, что женщина в себе любит. И это - ее улучшенная версия, Сью (Маргарет Куолли). Сью все считают ослепительной красавицей (по моему скромному мнению, актриса не более, чем милая, очень простенькое личико, та же Деми Мур что в молодости, что сейчас, намного интереснее), но ее главный козырь - молодость.

И вот вроде должен быть эффект "вау": после "увядшей" Элизабет нам также во всех ракурсах покажут Сью. Да, грудь более пышная и упругая, попа подтянутая, плоский живот. Но лично меня не покидало ощущение, что перед нами - кекс-кукла. В искрящихся глазах Сью поначалу нет никакого смысла, никакой осознанной жизни. Она ослепительна, но и сама - слепа.

Все, что нужно продюсерам - молодость, красота и пустота
Все, что нужно продюсерам - молодость, красота и пустота

Оживает кукла Сью только тогда, когда пытается убить свою "старую" версию. Только в этот момент в ее глазах появляются реальные эмоции и жизнь. Кукла захотела быть живой и независимой, но этой настройки в ней не заложено. Без своего донора, давшей ей жизнь, она не может существовать.

И когда попытка "самостоятельности" проваливается практически сразу, Сью решает, что и ей нужна "лучшая версия себя". Но искусственное - бесплодно. А если воспроизводит что-то, то это что-то - уродливо и нежизнеспособно.

Так получается и в этом случае.

Фильм очень "картиночный". Обилие крупных планов, ярких красок, сочных кадров и сочных звуков. Мы буквально чувствуем, как шприц прокалывает кожу, как Элизабет втыкает шпажку в оливку, как Сью упаковывается в кожаный комбинезон. Мало диалогов и речи вообще - картинка тут важнее диалогов.

В конце (немного отойдя от шока и поблагодарив книги Чака Паланика за то, что сделали мою психику более устойчивой), я задалась вопросом - а о чем это было? Об объективизации женской красоты? О погоне за молодостью и высокой цене за это? О зависимости от веществ?

Манкая и сладкая искусственная Сью
Манкая и сладкая искусственная Сью

Ответ - в конце. Элизабет мечтала о том же, что и большинство людей - чтобы ее любили. Увольнение и факт того, что ее мир разрушен, лишили Элизабет чувства того, что ее любят. Пусть это была лишь иллюзия любви, сама актриса и ведущая свято в это верила.

А жизнь без любви - кошмар и боль. Жизнь без любви - когда смотришь в зеркало и ненавидишь и свое отражение, и тот мир, что в зеркале. Самый грустный момент фильма - когда еще красивая Элизабет собирается на свидание. Она отлично выглядит, на ней красивое красное платье. Но... за окном на билборде и за стеной в кладовке - Сью. У Сью более пухлые и блестящие губы. У нее более пышное декольте. Более задорный и свежий румянец. Сью постоянно напоминает о себе, застилая своей искрящейся пустой кукольностью глаза, лишая Элизабет последней возможность прозреть и увидеть, как сама она прекрасна. Точнее, создав Сью, телеведущая сама себя этого лишила. За иллюзией любви и красоты женщина не увидела и не полюбила себя настоящую.

На свидание с Фредом Элизабет так и не пойдет. И кошмар лишь наберет обороты.

Сборы на свидание, на которое Элизабет не пойдет
Сборы на свидание, на которое Элизабет не пойдет

Мир без любви - точно такой же урод, каким в итоге становится помесь Элизабет и Сью. И точно так же такой мир должен умереть. Чтобы не плодить новых уродов - прежде всего, внутренних.