Найти тему

Джон Леннон и Йоко Оно: Два сапога пара (и оба — левые)

Джон Леннон и Йоко Оно быстро стали контркультурными фигурами. Фото: Энтони Камерано/AP
Джон Леннон и Йоко Оно быстро стали контркультурными фигурами. Фото: Энтони Камерано/AP

«Невероятное эхо сегодняшнего дня»: режиссер Кевин Макдональд рассказывает о своем документальном фильме о Джоне Ленноне и Йоко Оно, посвященном жизни пары после переезда в Нью-Йорк в 1971 году

От сидячих забастовок за мир до авангардных мероприятий и тайного наблюдения за революционными симпатиями — мир Джона Леннона и Йоко Оно может показаться далеким от нашего.

Однако новый документальный фильм об этой паре раскрывает жуткое сходство между 70-ми и настоящим, заявил оскароносный режиссер фильма.

В фильме Кевина Макдональда «Один к одному» описывается жизнь Леннона и Оно на протяжении 18 месяцев после их переезда в Нью-Йорк в 1971 году, когда они быстро стали лидерами контркультуры и движения против войны во Вьетнаме.

Демонстрируемый на Лондонском кинофестивале фильм посвящен благотворительному концерту «Один на один» 1972 года в Мэдисон-сквер-гарден — последнему полноформатному концерту Леннона и единственному после «Битлз» — организованному в пользу детей с особыми потребностями.

«Чего я не осознавал, пока не начал это делать, так это то, что тот период кажется невероятным отголоском сегодняшнего дня, словно его зеркальное отражение», — сказал Макдональд.

В фильме использованы недавно восстановленные кадры концерта с 16-миллиметровой пленки, архивные новостные клипы — о бунте в тюрьме Аттика, Ричарде Никсоне, войне во Вьетнаме и расстреле губернатора Алабамы Джорджа Уоллеса, — а также ранее не публиковавшиеся записи личных телефонных разговоров Леннона и Оно, записанные ими, когда они забеспокоились, что их прослушивает ФБР.

По словам Макдональда, в совокупности это послужило корректировкой идеи о том, что в современной политике есть нечто уникальное, вызывающее разногласия.

«Было много всего о раннем экологическом движении и рекламе по ТВ, чтобы остановить добычу нефти. Я думал, мы только сейчас ведем эти разговоры.

«Джордж Уоллес — это такой явный прецедент Трампа, особенно с учетом недавних покушений. Вьетнам разделял общество так же, как сегодня разделяет Газа. Ширли Чизхолм была первой чернокожей женщиной, баллотирующейся на пост президента. Я подумал: "Боже, в американской политике нет ничего нового", она как будто застряла в каком-то цикле».

Кевин Макдональд. Фотография: Mondadori Portfolio/Getty Images
Кевин Макдональд. Фотография: Mondadori Portfolio/Getty Images

Макдональд, снявший такие фильмы, как «Однажды в сентябре», «Касаясь пустоты», «Уитни», «Последний король Шотландии» и «Мавританец», сказал, что осознание этого было «на удивление обнадеживающим».

«Мы все думаем, что сегодняшняя политика однозначно ужасна, но это показывает, что придет что-то другое. Что, возможно, Трамп — это не конец света».

По его словам, он хотел исследовать вопрос: «Что вы делаете, после того как были в самой популярной группе в мире, а вам всего 30?»

Кадры и записи были предоставлены семьей Леннона, а Макдональд и его жена Татьяна Макдональд, декоратор, воссоздали квартиру Леннона и Оно в Вест-Виллидже, включая их постеры, пластинки и телевизор у изножья кровати.

«Я слушал это интервью с Джоном, где он рассказывает о том, как, впервые приехав в Америку, он только и делал, что смотрел телевизор», — сказал режиссер. «Я подумал: "Это способ вникнуть в суть дела". Давайте сделаем фильм о том, как они смотрят телевизор и узнают об Америке».

Джон Леннон и Йоко Оно в театре Аполло на благотворительном мероприятии в Аттике, Нью-Йорк. 17 декабря 1971 г. фото: Боб Груен
Джон Леннон и Йоко Оно в театре Аполло на благотворительном мероприятии в Аттике, Нью-Йорк. 17 декабря 1971 г. фото: Боб Груен

Записи телефонных разговоров также дают редкую возможность заглянуть в образ мыслей пары в то время. В одной из них Оно описывает, каково это — быть обвиненной в распаде Beatles и расовые оскорбления, которым она подвергалась в Британии, в том числе то, что пресса называла ее «уродливой».

В другом Леннон рассказывает о своей идее организовать турне по США, которое позволило бы собрать деньги на залог для американских заключенных, неспособных оплатить его, а также о попытках привлечь Боба Дилана (и убедить дилановского преследователя Эй Джей Вебермана оставить музыканта в покое).

Макдональд сказал, что его особенно тронула активистская деятельность пары за несколько лет до того, как они стали затворниками и даже на какое-то время расстались (Джон временно переехал в Лос-Анджелес).

В концерте есть момент, во время песни «Come Together», когда Леннон кричит: «Остановите войну». Во время другой песни он кричит «Голосуйте», когда приближались выборы в США 1972 года. Никсон победил левого демократа Джорджа Макговерна.

«Они вели кампанию, чтобы победить Никсона. Но Никсон не только победил, он получил большинство голосов молодых американцев в возрасте до 25 лет», — говорит Макдональд. — «Я думаю, что именно это привело к большому периоду алкоголизма Джона и расколу. Они пытались что-то изменить, но это не сработало. И это, очевидно, душераздирающе».

Но он добавил, что в активизме Леннона и Оно есть нечто, что выделяет его на фоне активизма современных знаменитостей: он осуществлялся на низовом уровне, а не в Instagram и X.

«Люди того времени говорили мне, что их дверь была просто открыта», — сказал он. — «Вы просто заходили и пили с ними чай на их кровати».

Леннон был смертельно ранен в 1980 году. Думал ли Макдональд о том, каким был бы музыкант, если бы он был жив сегодня?

«Довольно много, на самом деле. Я полагаю, он остался бы верен своему очень простому посланию мира. Он бы остался на стороне аутсайдеров. Но я думаю, он бы также навлек на себя неприятности, потому что он всегда был таким честным».

Для режиссера это одна из причин, по которой было бы «так здорово» иметь его сегодня рядом. «Слишком много знаменитостей испытывают давление социальных сетей, заставляющих их цензурировать себя, говорить правильные вещи, не противоречить себе», — сказал он.

«Но в фильме вы увидите, что тот, кто действительно уверен в себе, знает, что не всегда будет думать так же. Они учатся на своих ошибках».